Со школьной скамьи
– Почему вы решили выступать на сцене, у вас были задатки к пению?
– Как обычно, в казахской семье кто-то поет, а кто-то играет на инструменте. У меня мама с детства пела, папа тоже был близок к искусству, на любительском уровне играл на разных инструментах. Думаю, от родителей и мне передалась тяга к музыке. Сначала стал выступать в кругу семьи, потом в школе, примерно с 4–5-го класса участвовал в различных мероприятиях, смотрах. В 9-м классе преподаватель по музыке сказала мне что-то вроде “хорошо поешь”, “ты музыкальный мальчик”, что мне надо поступить в музыкальный колледж.
Признаться, никогда не думал, что буду заниматься творчеством, пением, но после 9-го класса я искал себе колледж, где нет математики, сложно у меня было с этим предметом. Так я нашел музыкальное училище имени Мукана Тулебаева в Семее, сам я родом из Абайского района. Поступил туда в 2005 году на хоровое отделение, а в 2009 году окончил его по специальности “хоровой дирижер”. Потом была Казахская национальная академия музыки в Астане, сейчас она переименована в Казахский национальный университет искусств, на эстрадное пение. Обучался там 4 года, в тот момент у меня началось активное участие в различных певческих конкурсах.
– Расскажите про ваши фантастические победы на многочисленных музыкальных конкурсах и фестивалях?
– Самый первый международный конкурс с уклоном на этнический фольклор, куда я ездил, проходил в Абакане, там участвовали тувинцы, хакасы, якуты, узбеки, кыргызы и многие другие представители автономных республик Российской Федерации и СНГ. Второй эстрадный фестиваль, где я выиграл Гран-при, был “Молода Галичина” в Украине, в 2012 году, там уже помимо конкурсантов из стран СНГ были представители из ближнего зарубежья. Еще один Гран-при я привез из Греции с международного конкурса исполнителей эстрадных песен “Серебряный дельфин”. Всего участвовал примерно в 11 международных конкурсах, где выигрывал Гран-при и первые места.
В 2011 году стал победителем “Жас канат”, уже, оказывается, прошло 10 лет. После него появился некий стимул расти в творчестве, писать песни, снимать клипы. Можно сказать, что начался карьерный рост. А через год получил премию “Дарын”, мне тогда было 23 года. Госпремия не давала каких-то льгот, но мне отрадно, что я ее удостоился.
Считаю, что, когда участвуешь в подобных международных форумах, – безусловно, растешь творчески, набираешься мастерства. Любые конкурсы очень многое дают. Одно то, что можно посмотреть на других исполнителей, на их культуру, на мой взгляд, положительно и всесторонне влияет на артиста.
– А есть такой конкурс, который бы вы хотели покорить?
– Хотелось бы поучаствовать на “Евровидении”, но мы не входим в Евросоюз, реальнее попасть на “Тюрквидение”. Некоторое время назад я участвовал в отборе туда, но не прошел, к сожалению, думаю, если он повторится, смогу его “дожать”. Конкурсы – это хорошо, но также я продолжаю развивать свою творческую деятельность. У меня сейчас есть саунд-продюсер, аранжировщик, автор текстов, которые со мной работают. Так вот у нас есть одна идея, над которой мы сейчас трудимся, – пишем песню про туристические достопримечательности Казахстана – начиная с Шарынского каньона, все известные географические локации хотим показать. Текст готов, осталось голос записать и аранжировку.
Классный препод
– Вы продолжаете трудиться в столичной филармонии?
– В Государственной академической филармонии акимата города Нур-Султана я работаю с сентября 2010 года, поначалу около 5 лет был солистом “Классического и эстрадного отдела”, затем меня назначили начальником концертного отдела. Многие интересовались, спрашивали, куда пропал, а я ушел из администрации и снова вернулся в творчество.
Помимо этого работал в колледже Казахского национального университета искусств во Дворце творчества “Шабыт” в Нур-Султане, успел выпустить один курс студентов. Мои ученики являются в данное время лауреатами международных и республиканских конкурсов, один парень – участником известной группы “Ninety One”. В филармонии работаю не только как солист, у нас бывают гастроли, спектакли, постановочные номера. Мне очень нравится такой подход, потому что артисту необходимо быть разносторонним.
– Вы не планируете дальше развиваться в преподавательской сфере?
– Думаю, можно дальше продолжить, но на данный момент я приостановил преподавательскую деятельность, потому что в нее нужно вкладывать очень много времени, заниматься написанием отчетов и прочее. В принципе, приглашения преподавать есть – и в тот же музыкальный колледж, и в университеты с уклоном на искусство, но пока я взял каникулы.
К онлайну так и не привык
– Как вы переживаете нынешнюю пандемию?
– Вначале было очень трудно, помните, сидели по домам, были во всем ограничены, даже в магазины толком не выйти, вся страна, народ застыли. Чтобы людям поднять настроение, мы всеми силами пытались организовывать онлайн-выступления. Но это все-таки не то, мы и сами привыкли к аплодисментам, к микрофону, там атмосфера совсем другая. Как правило, были некоторые проблемы с подключением, Сеть иногда тормозит, было трудно работать. Все эти выступления выкладываем в YouTube, чтобы народ потом мог посмотреть еще раз и дальше пересылать друг другу.
– Почему вы решили присоединиться к организации по защите авторских и смежных прав “Аманат”?
– Потому что я не только исполнитель, у меня есть и собственные песни, которые написаны в сотрудничестве с композиторами, в которые вложено много труда, усилий, времени. Хочется, чтобы всё это защищалось на официальном уровне. А не так, что спел песню и забыл про нее... В этом мне помогает “Аманат”. Тут даже не в деньгах вопрос, вступление в авторское общество необходимо не только исполнителям, но и композиторам, авторам текстов, без этого в наше время – никак.
– Есть ли сейчас у вас концертная деятельность?
– Сейчас есть мини-концерты по регионам, неделю назад я был в Туркестанской области, до этого – в Восточном Казахстане. Потихоньку продвигаем концерты. Помимо этого я сейчас работаю в качестве ведущего на концертах, мероприятиях.
АЛМАТЫ