Накануне Американское геофизическое общество сделало исследование, связанное с экологическими проблемами Каспийского моря, которое было опубликовано в американском журнале Geophysical Research Letters.
Эксперты определили, что начиная с 1996 года и по сей день уровень воды в Каспийском море снижается на 7 сантиметров в год. В целом показатель упал на 1,4 метра. Ученые прогнозируют и дальнейший спад уровня Каспийского моря, причем сильнее всего это будет происходить в казахстанской и российской частях озера.
По прогнозам исследователей, полное высыхание северной части Каспия стоит ожидать через 75 лет.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с политологом Досымом САТПАЕВЫМ и экологом Мэлсом ЕЛЕУСИЗОВЫМ дабы понять, насколько сильно может сказаться это экологическое бедствие на нашей стране.
Досым САТПАЕВ, политолог
- Насколько значимо Каспийское море для Казахстана, как геополитический объект?
- Геополитика имеет естественную связь с геоэкономикой. В случае с Казахстаном это является очень ярко выраженным моментом.
Во-первых, крупнейшие нефтегазовые месторождения Казахстана, на которые наша республика делает ставку, которые должны очень серьезно пополнять наш национальный фонд и от которых напрямую зависит реализация многих экономических программ страны, располагаются в западной части нашей республики, по соседству с Каспийским регионом. А если брать тот же самый Кашаган, то это уже сфера разработок на Каспийском мелководье.
Даже с этой точки зрения Каспий для Казахстана является стратегически важным регионом именно в плане обеспечения экономической безопасности.
Во-вторых, Каспийский регион является зоной присутствия интересов других государств – это пять прикаспийских стран. Отношения между ними на текущий момент более-менее нормальные. Хотя возникают и споры за месторождения между Азербайджаном и Туркменистаном, а также между Туркменистаном и Ираном. Но в данный момент некий статус-кво все-таки закреплен. Хотя все и ждут подвижек в плане решения вопроса касательно правового статуса Каспия. Переговорный процесс идет уже долгие годы и все ждут, когда пять прикаспийских государств придут к компромиссному решению. От этого зависит очень многое, в том числе и обеспечение долгосрочной безопасности наших государств и возможность разработки новых нефтегазовых ресурсов.
Третий момент также связан с проблемой безопасности, но уже с точки зрения рисков. Западная часть Казахстана, особенно в последние годы, вызывает большую обеспокоенность в связи с активизацией радикальных форм салафизма. Причем серьезное влияние шло с кавказской части России.
Террористическая угроза является очень серьезной проблемой, ведь этот регион стратегически важен, там сконцентрированы наши экономические интересы, там присутствуют многие крупные нефтегазовые компании, в том числе и западные. Понятно, что если этот регион станет потенциальной мишенью для террористов, то это сделает нас очень уязвимыми. Экология Каспия и Кашаган: совместить несовместимое?
Четвертый момент связан с экологической безопасностью. На данный момент из пяти прикаспийский стран всего лишь две ставят акцент на обеспечении экологической безопасности – это Россия и Иран. В этом нет ничего удивительного, так как Россия и Иран являются крупнейшими мировыми производителями осетровых, поэтому для них производство той же черной икры является крайне важным элементом экспорта. В то время как остальные страны делают ставку именно на разработку прикаспийских месторождений. Особенно Азербайджан и Казахстан сильно завязаны на Каспии в плане разработки нефтегазовых ресурсов и поэтому меньше чем другие страны обращают внимание на экологические моменты.
В связи с этим постоянно возникают проблемы. Если вспоминать, то не редки случаи отравления воды, после чего гибнут тюлени, птицы, рыба. Экологи бьют набат в том плане, что по мере увеличения нефтегазовых разработок биосфера будет только ухудшаться. Поэтому мы должны найти некий баланс, ведь рано или поздно мы закончим разрабатывать эти месторождения, но что мы потом оставим?
- Что произойдет после того, как Казахстанская часть Каспийского моря усохнет? Как это отразится на Казахстане?
- Если отталкиваться от американских исследований, то я думаю, что все произойдет намного раньше. 75 лет – это слишком большой срок, потому что с конца 90-х годов мы наблюдаем постоянные экологические эксцессы. Получается, что процесс уже пошел. А по мере увеличения добычи нефти и газа, а именно это мы и наблюдаем, ведь цена на нефть повысилась и активность добычи вновь начала расти, ситуация будет только ухудшаться. И несмотря на заявления нашего правительства на счет снижения сырьевой зависимости они все-таки признают, что в течение долгих лет именно сырьевой сегмент экономики Казахстана будет локомотивом. Поэтому никто не будет сбавлять темпы по разработке месторождений.
Если не никто так и не будет предпринимать меры по улучшению экономической безопасности, то не через 75 лет, а намного раньше мы с вами будем видеть мертвое море.
Если рассматривать то, как все это отразиться на республике, то нужно исходить из того, что, имея большую территорию, наша республика и без Каспийского моря имеет большие проблемы с экологией. У нас есть и старые традиционные зоны экологического бедствия, плюс появляются новые. Если мы благодаря собственному недомыслию, недоработкам и глупости создадим новую зону экологического бедствия, то в первую очередь здесь пострадают многие жители прикаспийского региона. Сценарий будет точно таким же, как и в близлежащих районах Аральского моря. Когда Аральское море стало сохнуть, многие уехали, остались без работы, государство потом оказывало им поддержку. Сейчас Аральское море, слава богу, восстанавливают, но на это потребовалось очень много времени и также много денег.
Чтобы мы опять не наступили на те же грабли и не подставляли под угрозу жизни наших граждан, которые и без того страдают от экологических проблем, то я думаю, что мы должны не дожидаться наступления критической точки, когда нам придется с удвоенными усилиями все восстанавливать и тратить ещё больше денег, а уже сейчас, пока не поздно, вместе с нефтегазовыми компаниями начинать проводить реабилитацию Каспия в экологическом плане.
Причем все это должно идти под очень мощным общественным контролем. Общественность не должны кормить официальными экспертизами по поводу экологической ситуации, вот этими успокоительными «таблетками». Мониторинг должен быть постоянен, нужно подключить негосударственные независимые организации, которые этот мониторинг проводили бы, подключать международные организации, чтобы к ним было больше доверия и тогда мы будем точно знать, как этот процесс идет, какие усилия предпринимаются и что нас ждет в будущем.
Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ, эколог, председатель экологического движения «Табигат»
- Насколько оправдан прогноз американских исследователей?
- Каспий постоянно дышит. До недавнего времени он поднимал уровень воды, теперь же уровень воды будет опускаться. Так что прогноз вполне оправдан – это вполне естественный процесс.
Также это происходит из-за того, что мы отравляем Каспий через реки, баржи, нефтедобычу, взять тот же Кашаган.
- Как вы можете оценить ущерб, который нанесет усыхание Каспийского моря?
- Совсем он не засохнет, просто опустится до определенного уровня, остановится и потом снова начнет подниматься. Такой же проблемы, как с Аральским морем, здесь точно не будет. Чтобы такое произошло надо все реки, либо перекрыть, либо пустить в другую сторону. Так что такой исход невозможен. Каспий имеет очень хорошее водоснабжение. Поэтому проблема стоит не так остро, как её описывают американские исследователи.
Но то, что Каспий активно загрязняется всеми странами – это правда. И наиболее активное участие в этом принимает Казахстан. Причем каких-либо попыток спасти положение пока не предпринимается. И в ближайшем будущем тоже не планируется. Пока нефть в цене её стараются побыстрее продать. Ведь надо отбить деньги, которые были вложены в Кашаган. Поэтому в данный момент Каспий беспощадно эксплуатируется и об экологических проблемах никто не думает. Опомнятся, скорее всего, уже в самый последний момент.