Несмотря на то что Какау неплохо изъясняется по-русски и может вставлять в ходе разговора казахские слова, общаться он предпочитает через переводчика. Для надежности. И очень жаль, что это интервью Какау я не заснял на видео, а записал на диктофон. Эмоциям и жестикуляции бразильца могут позавидовать многие актеры.
– Недавно прошел Кубок Урала, где ваш клуб проиграл своему главному сопернику в Казахстане, карагандинскому “Тулпару” – 3:5. Не расстроились?
– Почти нет. У нас были свои задачи на этот турнир, и мы их выполнили, заняв второе место. Матч с “Тулпаром” стал для нас самым неудачным. В первом тайме вели в счете – 3:1, а во втором мы практически не играли и пропустили четыре мяча.
– С момента победы “Кайрата” в Кубке УЕФА прошло больше четырех месяцев. Вам те игры снятся?
– Конечно снятся! Потому что это великие для меня дни, когда мы сотворили историю. И мне еще очень хочется испытать те эмоции. Но они будут другими. Потому что вряд ли в ближайшие годы кто-то сделает то же самое, что сделал “Кайрат”. Нас все считали третьей из четырех команд, а мы взяли и выиграли! И я знаю, что до сих пор испанцы не могут поверить: “Барселона” проиграла в полуфинале.
– Так что же именно вам снится?
– Финал против московского “Динамо”, когда в конце матча мы побеждали и Сирилло попал в штангу. Это был действительно очень тревожный момент. Сравняй российский клуб счет – и было бы дополнительное время. Мы могли бы опустить голову, а соперники оказаться мотивированными. Но “Динамо” не забило. К счастью.
– После победы вы сказали, что вам предлагали контракт другие команды. Какие именно?
– Самое серьезное предложение – от одного испанского клуба. Звал обратно чешский “Хрудим”, предлагая солидный контракт. Но, как только мы с кубком УЕФА вернулись в Алматы, я сразу подписал трехлетний контракт с “Кайратом”.
– Почему так поступили? Какая еще вам нужна мотивация в алматинском клубе?
– Да, мы выигрывали чемпионат Казахстана и побеждали в Европе. Но нужно повторить свой успех! Это серьезный стимул для работы. И не забывайте, я также главный тренер сборной Казахстана по футзалу. Очень хочу что-то с ней выиграть.
– Вот в это лично мне не верится.
– В этом году в отборе на чемпионат Европы мы сыграли вничью со сборной Румынии. В это тоже не верил никто! А могли даже выиграть! После того матча игроки плакали от счастья в раздевалке, и многие сказали, что поверили в свои силы.
– Что для вас важнее: побеждать как игрок или как тренер?
– Это разное. Прежде всего огромная разница в эмоциях. Когда ты тренируешь, то тебе тяжело психологически, часто появляется желание схватиться за сердце. Но я, работая с 16 игроками, должен сдерживаться.
– Поговорим о претензиях болельщиков к “Кайрату” – на важнейшие матчи вы выставляете бразильцев только потому, что они бразильцы, а казахстанцы практически не играют.
– (Не дождавшись перевода вопроса.) У меня было всего три месяца, когда я стал тренером “Кайрата”, и нужно было дать результат. Мы его дали. Но возьмем, к примеру, Энрике. В полуфинале Кубка УЕФА он сыграл очень плохо. И всё: в финале его не было! Хотя он бразилец. А Динмухамбет Сулейменов на площадке был. Сейчас на турнире в России хорошо играли Серик Жаманкулов, Коля Пенгрин! И я очень хочу, чтобы как можно больше казахстанских игроков выступали за “Кайрат”.
– Представим, что в “Кайрате” появится поколение талантливых казахстанских игроков, которые, даже страшно сказать, будут играть лучше Лео Сантаны...
– (Перебивая и поднимая большой палец вверх.) Тогда в “Кайрате” будет только один бразилец – главный тренер. Но не надо забывать, что за “Барселону” играют шесть бразильцев, два итальянца, а испанцев там немного. Мало русских игроков в московском “Динамо”. Я это говорю не потому, что хочу оправдаться. А чтобы все понимали, насколько это сложно.
– Не затрудняет ли вашу работу в “Кайрате” с казахстанскими игроками разница в менталитете? У бразильцев он один, у нас – другой.
– Мне проще, потому что я до работы главным тренером провел много лет в “Кайрате” как игрок (резко переходя на русский язык). Но я понимаю главное: здесь – не наш дом. И мы должны уважать ваши традиции и обычаи.
– В чем вам пришлось перестраиваться?
– (Обращаясь через переводчика.) Я говорю всем бразильцам, которые приходят в “Кайрат”, что “вы должны уважать культуру страны, где живете. И принимать всё, что здесь принято”. Взять ту же сауну. В Бразилии такого нет! Здесь у нас шесть дней тренирови, а в выходной сходишь в сауну – и становится очень хорошо. Особенно когда погреешься и попьешь чаю. Кстати, бразильцы чай не пьют, а пьют кофе. И супы мы не едим, но здесь нам все это нравится.
– Европа взбудоражена известием о жертвоприношении черного барана перед матчем Лиги чемпионов карагандинского “Шахтера” с “Селтиком”. Если вам на фарт предложат зарезать барашка, будете присутствовать?
– (Без раздумий.) Не вижу в этом ничего плохого. Это ваши традиции. Если ребята захотят, значит, так и будет.
– У вас на правом бицепсе татуировка. Нет желания на другой руке увековечить победу “Кайрата”?
– Я думаю над этим. Хочу сделать букву “К”, но не на левой руке, а на спине. Я живу игрой, результатами, и тот майский успех для меня очень важен.
– Признайтесь: на площадку не тянет?
– Конечно, мне хочется играть! Поэтому на некоторых тренировках сам выбегаю на площадку, начинаю играть, жонглировать. Это помогает в работе: если не могу объяснить и рассказать, то всегда могу показать.
– Вратарь “Кайрата” Густаво рассказал, что из Бразилии в Казахстан он привозил чемодан фасоли, так как она – совершенно другая по вкусу. А что привозите вы?
– Наверное, Густаво привозил фасоль, которую выращивают в моем городе. В городе, откуда Густаво родом, – вкусные шашлыки, а у нас – отличная фасоль. Ее я привожу в больших количествах, а еще – рис.
– Чем же так полезна фасоль?
– Если ты обедаешь блюдом, в котором достаточно фасоли, то можешь не ужинать. Еще в ней много белка, большое содержание железа. Когда играл в Испании, у меня обнаружили анемию. Месяц ел только конину с фасолью, и всё пришло в норму.
– Вас стали чаще узнавать после победы “Кайрата” в Кубке УЕФА?
– Намного чаще. Мне говорят таксисты: “Мы видели вас по телевизору”. Продавцы овощей рассказывают, как они болели за “Кайрат”! В торговых центрах ко мне подходят парни: “О, Какау, можно фото?” – “Без проблем!”.
– В следующем году в Бразилии пройдет чемпионат мира по футболу. Будете смотреть матчи вживую?
– Конечно! В моем родном городе пройдут четыре матча. Еще не знаю, кто там будет играть, но билеты на все встречи уже купил!
– Представляю, что будет твориться в Бразилии во время чемпионата мира!
– Мне бы очень хотелось, чтобы люди с ваших телеканалов съездили в Бразилию и показали в Казахстане то, что творится в нашей стране во время большого футбола. Когда город в день матча замирает, а с раннего утра на балконах вывешиваются флаги, слышно, как распеваются болельщики. А в футбол в Бразилии играют везде! Когда нет ворот – ставятся два стула. А если нет мяча, берут обычный носок, набивают его бумагой, связывают – и получается мячик. Я таким в детстве играл, когда у нас не было денег на мяч.
– В Казахстане по-настоящему всенародные гулянья, связанные со спортом, были только после побед штангиста Ильи Ильина и боксера Серика Сапиева на Лондонской Олимпиаде.
– Интерес к спорту приходит после больших побед на международной арене. “Кайрат” много раз выигрывал чемпионат страны, брал бронзу Кубка УЕФА. Но о клубе стали говорить только сейчас, когда мы стали лучшими в Европе. Я вижу, что в Казахстане развиты борьба, бокс, тяжелая атлетика. Но меня очень порадовало, когда я включил телевизор и увидел трансляцию с мирового Гран-при по волейболу в Алматы… И чем больше будет побед, тем больше будет стремления у людей как заниматься спортом, так и болеть. Поэтому я очень хочу, чтобы “Кайрат” вновь выиграл Кубок УЕФА. Для этого нам нужно много работать, менять тактику, но это того стоит!