Как живые

На выставке, организованной Восточно-Казахстанским областным архитектурно-этнографическим и природно-ландшафтным музеем-заповедником, представлено около четырех десятков кукол. Каждая – яркий образ с красноречивым именем: Инопланетянка, Графиня де Монсоро, Лесная нимфа, Кровавая Мэри, Хозяйка Медной горы, Қыз Жібек, Кармен, Парижанка, Анаконда…

– Я люблю наблюдать, как наши дамы двигаются, разговаривают, кокетничают, строят глазки, – рассказала на вернисаже автор работ. – Все мы в душе принцессы, королевны и одновременно укротительницы, ведьмочки, стервочки. Иногда просто сценка на улице, запомнившееся лицо включают фантазию и подсказывают новую идею.

Свое хобби мастер только отчасти относит к такому популярному направлению, как авторская кукла.

Елена Рыбальченко не придумывает своим персонажам внешность. Она устраивает апгрейд фабричным Барби, преображая их с помощью нарядов и аксессуаров.

Самое любопытное, что в завершенном варианте, как правило, проявляется сходство с человеком, от которого поступил заказ.

– Я всегда говорю: сами выберите и принесите мне куклу, – пояснила мастер. – И потом учитываю еще пристрастия человека, характер. Смотришь на какую-нибудь скромницу – закомплексованную, не верящую в себя. И когда работа готова, показываешь и слышишь: “Не может быть!”. Нет, говорю, ты именно такая красивая. И, знаете, это работает.

В свое время Елена получила профессиональные навыки в Миргородском керамическом техникуме. Созданием карнавальных образов для Барби она увлеклась около 15 лет назад. Сейчас куклы Елены Рыбальченко, помимо Казахстана, живут в собраниях у коллекционеров России, Германии, Испании, Италии. Есть работы, созданные исключительно для себя, по настроению. Друзья с юмором называют их “рыбками”, а их мастера – кутюрье для золотых рыбок.

Все наряды изготавливаются только вручную – тонкой швейной иголочкой, из ткани, проволоки, бусин, стразов, декоративных и полудрагоценных камней. В каждый образ рукодельница, по ее словам, вкладывает частичку своей души.

– Я считаю, мои куклы действуют как оберег, – утверждает мастер.

Как отметила сотрудник музея искусствовед Тамара Быкова, авторская кукла – это одновременно и арт-объект, и скульптура малых форм.

Само художественное направление зародилось на рубеже XV–XVI веков, когда для каждого экземпляра деревянной игрушки стали специально шить одежду. В конце XVII века в Париже открылся первый цех, где взялись изготавливать новый тип кукол в великолепных нарядах – свое­образные символы моды. Однако первой настоящей авторской куклой принято считать статуэтку французского художника Эдгара Дега “Petite Danseuse” (“Маленькая танцовщица”), созданную им в 1881 году. С тех пор направление пережило немало взлетов, спадов и новых расцветов.

– Сейчас авторской куклой увлекаются во всем мире, – пояснила специалист. – Создаются музеи авторской куклы, галереи. Много коллекционеров. Эти работы становятся не только украшением интерьера, они несут отпечаток души мастера. И в этом их очарование. Мастер подходит к творчеству с пониманием, что его работа принесет людям радость.

УСТЬ‑КАМЕНОГОРСК