Свою карьеру парень из туркестанского аула Ермахан Бегенов начинал с овладения профессией электромонтажника в ПТУ промышленного города Кентау. В советские годы он поднялся до невиданных высот: стал руководителем управления при министерстве торговли. Кто не знает, это была особая каста чиновников, распределявших дефицит. Но к рукам Бегенова “особые блага” не прилипали. Жизненные ориентиры были не те, он знал цену настоящему тяжелому рабочему труду.
Система оздоровления
Но как совместилось это с творчеством в сфере живописи, спросите вы. Очень просто. Болезнь так крепко взялась за Бегенова, что пришлось помимо серьезного лечения предпринимать нечто большее…
– У меня стали отказывать почки, пришлось долго лечиться в одном из крымских санаториев, Солнечном, – рассказывает художник. – Там в дополнение к медицинским процедурам доктор прописала мне вставать пораньше и босиком ходить по камням у моря. И однажды моему взору предстала удивительная картина: молодые люди, как оказалось, студенты Санкт-Петербургской художественной академии имени Репина и Московского художественного училища имени Сурикова, усердно расписывали свои полотна видами морской стихии. Пройти мимо такого чуда было невозможно, казалось, именно эта деятельность уведет меня от трагедии, отвлечет от болезни. Так в жизни появилось это занятие, и постепенно я перестал болеть. Сейчас живопись меня очень поддерживает. Она заставила внести в мою жизнь особый распорядок. Помимо обыденных дел по дому я постоянно занят, пишу пейзажи. У меня получился такой идеальный макет системы оздоровления!
Теперь своим жизненным кредо Бегенов считает обязанность запечатлеть все самое красивое в природе своей страны. Он исходил практически все заповедные места Казахстана.
– Вот это моя родина, Туркестан, вот плато Устюрт, – демонстрирует свои работы художник. – Вот Арал. Таким красивым он был раньше. Какое было море!.. Вот осень в Бурабае, лето – там же, Окжетпес – зимой, Шарын, стадион “Медеу”, гора Мохнатка еще до того, как ураган там снес деревья. Такой я ее запечатлел. А вот панорама Бурабая с Красной горы, Шатровая гора, поляна Абылай хана…
– Но чтобы ходить по этим степям и горам, нужна же физическая подготовка? – интересуюсь я у Ермахана Каленовича.
– Тренировался, ходил, потому оздоровился и до сих пор живу. Если бы не писал картины, уже давно бы меня, наверное, не было. В моих картинах переплетаются разные художественные стили. Вот линия в пейзажах вроде и не нужна, но если она есть в натуре, то почему ее не запечатлеть? Она по-своему романтична. Это озеро Шабак, это гора Акбота в Бурабае. Это стиль Сезана – постимпрессионизм. Более всего к нему тяготеют мои картины “Гора Балуан Шолак” или “Шарын”.
Самоучкой быть не вредно
– Вас можно назвать художником-самоучкой, какие не редкость в большом искусстве, но откуда у вас познания в стилях, формах и технологиях живописи?
– Ну какой я самоучка... Я прошел такую школу, какая многим и не снилась, нашел источник знаний, который мало кому был доступен. Принимая лечение во фтизиатрической клинике Бурабая, в которой еще до революции лечились многие российские академики, я обнаружил там богатейшую библиотеку царских времен. В то время она была заброшена, и кроме меня туда почти никто не ходил. Я там набивал рюкзак книгами, чистил их, приводил в порядок – и к берегу. Были и альбомы такого качества, какого сегодня нет! В них были описаны годы расцвета творчества Шишкина, Саврасова, Левитана, европейских художников! 12-томные учебники об искусстве: отдельно – пейзаж, портрет, скульптура, графика… Все по полочкам, все стили, направления. Часть книг я просматривал, часть конспектировал. Ну... это судьба. За 12 лет я самостоятельно прошел полный процесс обучения благодаря этой библиотеке. И сейчас представления об истории искусства у меня могут быть даже шире, чем у иных моих коллег.
И сейчас Бегенов – признанный живописец, член Союза художников Казахстана – приглашает всех ценителей искусства в Центральный государственный музей РК в Алматы на свою выставку под названием “Ұлы дала елі” – “Государство Великой степи”, которая откроется 3 ноября. На ней и будут представлены картины, которые отражают жизненное кредо художника: представить миру исторический национальный пейзаж Казахстана.
АЛМАТЫ