Строительные компании проводят модернизацию инженерных сетей, после чего потребителям обещают качественные коммунальные услуги. Но благое дело не всегда вызывает положительную оценку. Виной тому – действия подрядчиков, которые своим отношением к делу фактически дискредитировали важную кампанию.
Километры труб
В Таразе идет замена водопроводных, газовых и тепловых труб. По данным областного управления энергетики и ЖКХ, в настоящее время ведется широкомасштабная реконструкция магистралей жилищно-коммунальной сферы областного центра. Сейчас идет реконструкция двух основных тепломагистралей. В центральной части города на 123 улицах Жамбылский производственный филиал АО “ҚазТранс- Газ Аймақ” проводит второй этап строительно-монтажных работ по модернизации газораспределительных сетей. Также ведется реконструкция и водопроводных сетей областного центра.
По обыкновению сети проложены именно под автомобильными дорогами, и реконструкция на тех или иных участках причиняет серьезные неудобства транспортному движению.
Техника только на бумаге
Кстати, на днях глава региона Аскар Мырзахметов совершил объезд и ознакомился с положением дел на объектах реконструкции магистралей. Он сделал серьезные замечания по отдельным объектам, прежде всего, в отношении соблюдения сроков. Некоторые объекты пустовали неделями, и работы на них не велись, пока глава региона не изъявил желание посетить их.
И всё из-за того, что компании, выигравшие тендеры, не имеют достаточного количества техники, зачастую полагаясь на аренду.
– Если у строительной компании сегодня нет собственной техники, найти ее у других фирм весьма непросто, – говорит ветеран труда, строитель с 35-летним стажем Анатолий ЕВГЕНЬЕВ. – В очередной раз приходится констатировать, что во всем виновата система госзакупок. По закону участник конкурса может представить в заявке договор аренды техники. И там указать необходимые для проведения работ – 30 экскаваторов, 10 самосвалов, погрузчики, краны, легковые автомобили и так далее. Фактически же компания может не владеть всем этим. И даже если договор аренды заключен с серьезной компанией, у той в нужный момент может не оказаться этой техники из-за занятости. Что мы наблюдаем сегодня в Таразе? Идет масштабная реконструкция сетей, а достаточного количества техники нет! Если раньше фирмы гнали необходимый транспорт из Алматы и Шымкента, сейчас и там не найти машин. В соседних регионах также пик строительных работ, ведь помимо модернизации сетей идет строительство жилья по госпрограммам.
Другая беда системы госзакупок – это приоритет низкой цены. Снизившие цену компании зачастую не просчитывают реальные затраты, допуская детские ошибки.
Потом начинается канитель – купили бы технику, да только она получится в убыток. Таким компаниям приходится гнать одну-две машины с одного участка на другой. В это время часть работников сидит без дела, хотя при наличии техники все могло бы пойти быстрее.
Кадры, которые ничего не решают
Каждая компания хочет потратить меньше, а получить больше. Желание вроде бы законное. В итоге штат работников подобных предприятий весьма ограничен, квалифицированных специалистов – раз-два и обчелся. Как выделенные миллионы на ремонт дорог в Таразе превратили "трассы" города в рытвины и ухабы
– Нехватка кадров ощущается во всем, – рассказывает Анатолий Станиславович. – По улице Абая модернизацию провели таким образом, что восстановленное дорожное покрытие вскоре дало трещины на протяжении всей линии реконструированного участка. Городской акимат после недолгих раздумий и жалоб автолюбителей обязал компанию-подрядчика восстановить дорожное покрытие. Но через месяц вновь везде образовались ямы и трещины. Пришлось во второй раз проводить работу над ошибками, но и после этого асфальт “не захотел” лежать ровно. Так и едут сегодня автомобилисты – со скачками вверх-вниз, что уже напоминает американские горки. Все потому, что была нарушена технология работ.
О неумелых и неквалифицированных действиях подрядчиков говорит и тот момент, что никто своевременно не предупреждает водителей о проведении работ.
– Если уж вы создали неудобства автолюбителям и перекрыли участки дорог, то, будьте добры, предупредите об этом заблаговременно. Так делают во всех цивилизованных странах. Объявления о проведении работ и закрытых участках идут по ТВ и радио, об этом также предупреждают информационные щиты. Что происходит в Таразе? Водители едут несколько километров по одной улице, и вдруг на пересечении с другой висит объявление о ремонтных дорогах. Так ведь надо предупреждать об этом заранее, пока водитель не доехал до самого объекта! В итоге им приходится ругаться, сворачивать назад и ехать в объезд несколько километров, хотя все могло обойтись без этого. А где руководитель предприятия? Кто в компании ответственный за информационную работу? Еще один вопрос: почему соответствующего требования нет со стороны городского акимата?
Сами таразцы жалуются на то, что некоторые объекты пустуют месяцами.
А вокруг тишина
Например, участок по улице Ниеткалиева сегодня представляет собой разрытые траншеи, на которых нет ни людей, ни техники.
– Мы уже давно не видим здесь ни рабочих, ни самосвалы, – рассказывает жительница прилегающего к дороге дома Айнагуль СЫНДЫКБАЕВА. – Водители целыми днями подъезжают сюда и упираются во временные ограждения. Когда создается пробка, начинают сигналить, ругаться, и весь этот “концерт” мы должны слушать.
Страдают и объекты бизнеса. Из-за перекрытых участков десятки магазинов, кафе и ресторанов лишились клиентов. Предприниматели ждут, когда же закончится эта модернизация. Но видят только пустующие траншеи…
Между тем, как пояснили в областном акимате, модернизация сетей продлится до 2021 года. Всего в Таразе реконструкции подлежат более 70 километров наиболее изношенных участков магистралей. Это десять километров водопроводных магистралей, 37 километров газопроводов, 24 километра теплотрасс. Чиновники обещают, что в этом году завершится большая часть намеченных работ, дороги будут заново заасфальтированы, а коммунальные услуги будут подаваться бесперебойно.
Пока же жителям Тараза остается только одно – терпеть…
ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ