Все сведения “Караван” нашел в Интернете на сайтах различных госструктур. Так, в прошлом году ДВД Алматы закупил партию автомобилей из 100 Daewoo Nexia и 30 Mitsubishi, ДВД Алматинской области – 99 Daewoo Nexia, 14 Ssang Yong, ДВД Жамбылской области – 20 Mitsubishi, ДВД Астаны – 8 Volkswagen, центр “Казимпэкс”, обслуживающий поставки для КНБ, – 130 автомобилей Toyota, аппарат акима Алматы – 27 Toyota… Всего по итогам электронных закупок в прошлом году госорганы и нацкомпании приобрели больше 4 тысяч иномарок. Если в среднем цена каждой новой иномарки 20–25 тысяч долларов, это сколько же миллионов утекло зарубежному автопрому?!
На сегодня усть-каменогорский завод “Азия Авто” освоил выпуск 18 моделей четырех марок – Škoda, Chevrolet, ВАЗ и KIA. В прошлом году с конвейера сошло 7,3 тысячи автомобилей, в этом планируется выпустить 16 тысяч.
– Две трети закупаемых государством автомобилей приходится на импорт, – говорит президент АО “Азия Авто” Ержан МАНДИЕВ. – На крупнейший по потребности казахстанский мегаполис Алматы приходится меньше 7 процентов наших тендерных поставок. Многие госорганы продолжают приобретать Daewoo узбекской сборки или китайские Volkswagen, хотя головными предприятиями эти автомобили считаются устаревшими. Другой вопрос – стоимость импортируемых иномарок. Например, цена на Toyota Corolla – 23–31 тыс. долларов, наши седаны Chevrolet или KIA – 15–18 тысяч. Цена Toyota Land Cruiser – 80 тыс. долларов, наш внедорожник KIA в сопоставимой комплектации стоит 47 тысяч.
С прошлого года рядом с действующим производством на Усть-Каменогорском автозаводе началось строительство комплекса по сварке, окраске кузовов и выпуску комплектующих. Проект включен в республиканскую программу форсированного индустриально-инновационного развития, общий объем инвестиций – более 500 миллионов долларов! Запуск первой очереди запланирован на 2015 год, второй – на 2017-й.
Еще в декабре 2007 года правительство приняло специальное постановление, по которому при госзакупках преимущество должно отдаваться отечественным товарам. Но статистика свидетельствует об обратном. В прошлом году на долю “Азия Авто” пришлась только треть всех закупленных госорганами автомобилей – примерно 1,3 тысячи машин. Исправить ситуацию, по мнению президента автозавода, смогло бы волевое решение Астаны: ограничить выбор закупаемых госструктурами и нацкомпаниями автомобилей моделями, которые выпускаются в Казахстане!
Но основным покупателем на автозаводе все же называют население страны. Вот только как поднять интерес казахстанцев к своим автопроизводителям? В России этот вопрос решили, дав соответствующие льготы для тех, кто покупает машины отечественных заводов. Пойдет ли казахстанское правительство навстречу своему автопрому?
Между тем
После окончания заседания коллегии Министерства финансов 30 января в Астане глава этого ведомства Болат Жамишев ответил журналистам на вопросы о сроках возможной пересадки казахстанских чиновников с дорогих служебных иномарок на автомобили отечественной сборки.
– Дело в том, что в бюджете 2012, 2013, 2014 годов средств на обновление автопарка не предусматривается. Поэтому пока заменять правительственный транспорт мы можем лишь по мере износа, – пояснил глава Минфина. – Что касается меня лично, то, вы знаете, я вообще живу в 10 минутах ходьбы от Министерства финансов. Я морально и пешком готов ходить, для меня это вообще не вопрос.
Прямая речь
“Сегодня существует ПОРЯДКА ПЯТИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ автомобильной техники. Выпускается 26 моделей легковых автомобилей, 4 модели автобусов, порядка 10 моделей грузовой автотехники”, – приводит Tengrinews.kz слова министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева на заседании коллегии возглавляемого им ведомства 2 февраля в Астане.
ВОПРОСЫ Премьер-министру РК Кариму МАСИМОВУ:
– Какие меры планируется предпринять для выполнения поручения Президента страны по развитию автопрома? Готово ли правительство предоставить казахстанцам реальные льготы при покупке автомобилей отечественных производителей?
Усть-Каменогорск