Но прежде, чем продолжить, небольшое отступление. Проект “Вся власть хозяину!” изначально задумывался мною как некий правовой ликбез для тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию, а не только рекомендации по защите интересов в сфере ЖКХ. Поэтому я призываю вас делиться с нами не только вопросами и своими победными историями в области жилищно-квартирных баталий, но и всеми другими из огромного спектра под названием “жизнь”. Вот и сегодняшняя тема применима не только в сфере коммунальных услуг и КСК, но и в любой другой, где только могут фигурировать чиновники.
Итак, самый главный закон для чиновников всех уровней – Закон “О государственной службе”. Для нас из него полезно знать всего несколько статей: дисциплинарные проступки и взыскания (ст. 44), требования к государственным служащим по соблюдению служебной этики (ст. 49), дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу (ст. 50) и, как кульминация всего, прекращение государственной службы (ст. 61). Как всей этой красотой пользоваться, спросите вы. Очень просто: все они четко прописывают, за какие именно нарушения чиновник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, понижен в должности либо даже уволен. Такое знание прежде всего позволит нам не пойти на поводу отписок и формализма, а последовательно добиваться решения своих проблем.
Читаем между строк
Теперь смотрим статью 50: “Пункт 1. Дисциплинарными проступками, дискредитирующими государственную службу… признаются следующие деяния: 7) необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством Республики Казахстан, либо ее задержка, передача недостоверной или неполной информации… 11) явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав, свобод и законных интересов”. Если прочесть это наоборот, то есть перевернуть смысл, то это означает, что на ваше письменное обращение чиновник должен предоставить полную информацию в строго установленный срок (не более 30 календарных дней) и не должен лгать, извините за грубость. Затягивание с принятием решения, к примеру по предоставлению жилищной помощи, уже может быть расценено как воспрепятствование в реализации права на ее получение. В этих и подобных случаях вы имеете право подать жалобу в вышестоящий орган с просьбой привлечь “негодяя, порочащего светлый образ госслужащего”, к ответственности. Хорошо ссылаться на этот закон и цитировать данные статьи, что называется, заранее, при обращении в госструктуру, мол, хочу обратить внимание на эти положения, поэтому сделайте, пожалуйста, все своевременно и в полном объеме, не доводите до греха. Тем самым вы показываете своему адресату осведомленность в законодательстве и серьезность намерений, так просто от вас он не избавится, как бы говорите вы.
Неизвестный ранее зверь
Теперь о том, к чему еще можно присовокупить этот закон. Конечно, ко всем видам проверок, которые вы инициируете. Отказывается чиновник встретиться с вами и выслушать лично – пункт 11 статьи 50. Отказывается ознакомить с материалами проверки – то же самое. Уверяю вас, после того как канцелярия получит ваш заветный конвертик на имя начальника обидчика, информация о жалобе тут же дойдет до виновника торжества, и он вприпрыжку побежит с вами встречаться и знакомить со всем, чего вы захотите. Там все строго на самом деле.
Но для эффективности использования вышеупомянутых статей необходимо хорошо знать свои права. Они, помимо Конституции, в том числе отражены в таких законах, как Закон “О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц” и Закон “Об административных процедурах”. Последний тоже вроде настольной книги для госслужащего. Если о первом законе об обращении граждан мы немало писали (смотрите “КАРАВАН” от 11 декабря 2015 года, статья “Жизнь и фантазии”, на нашем сайте caravan.kz. – Прим. авт.), то Закон “Об административных процедурах” для нас пока еще неизвестный зверь.
Самое интересное и полезное описано в главе 4 “Процедуры защиты прав и законных интересов граждан”. Содержимое прямо следует из названия и затрагивает все ситуации нашего общения с чиновниками. Что особо хочу выделить – только здесь прописан полный алгоритм подачи жалобы на действия (бездействие) должностного лица в вышестоящий госорган (или вышестоящему руководителю), и введен раздел в действие совсем недавно – с 1 января 2016 года.
Учимся формулировать
Прежде всего, нужно помнить, что жалоба может быть подана не позднее трех месяцев с момента совершения “злодеяния”. Срок этот может быть пропущен, если, скажем, вы находились за пределами Казахстана либо были больны и у вас имеются подтверждающие документы, копии которых вы должны будете обязательно приложить к обращению. Допустим, у вас возникла ситуация, о которой писалось выше: обидчик, узнав, что вы направили на него жалобу руководству, вышел с вами на связь и обещает “сделать все, только заберите свою жалобу назад”. Что делать: согласиться или отказать от греха подальше? Если вы, помимо решения проблемы, хотите еще и высечь наглеца, то не соглашайтесь, пусть все идет своим чередом, но если же для вас важен результат, то ничто не мешает вам подать заявление и отозвать свою жалобу. Вы ничем не рискуете, по закону (статья 20-2, пункт 4) имеете право в этом случае вновь обратиться с жалобой на действия того же чиновника, присовокупив сюда еще и его подлый обман.
Когда мы пишем жалобу, а таково и требование закона, то обязательно указываем полное название вышестоящего госоргана либо ФИО начальника-“наглеца”, наши имя-отчество-фамилию, адрес, телефон и ИИН, а также должность и ФИО обидчика. Имеются требования в законе и по содержанию жалобы, прочесть об этом вы можете в статье 20-3 “Форма и содержание жалобы”. Для того чтобы правильно описать происшедшее, ответьте на следующие вопросы: с какой просьбой/проблемой вы обратились, когда и куда; что после этого происходило; какие действия чиновником были совершены (либо констатируем отсутствие оных); какие результаты вами получены в результате обращения (либо снова констатируем отсутствие результата); с чем и почему вы не согласны и, наконец, чего требуете. Подойдя к этому месту написания жалобы, вспоминаем закон о госслужбе, описанный в самом начале материала, и выбираем подходящие для нашего случая статьи. Ссылаемся на них как на основание наших требований, не забывая их цитировать: мало кто помнит-то законы наизусть, а так не отвертишься. Нужно помнить, что “жалоба рассматривается в пределах ее содержания”, но наличие доказательств вашей правоты необходимо, поэтому приложите обязательно копии всех документов, которые вы упоминаете либо на которые ссылаетесь.
Сухой остаток
Что еще важно знать: обжалованы могут быть не только действия либо бездействие чиновника, но и решения госоргана. Скажем, решил районный акимат пустить через детскую площадку возле вашего дома газопровод, вы подаете коллективную жалобу на данное решение в акимат города. Не устраивают вас результаты проверки по вашей жалобе, обращаетесь еще выше. Проходя эти ступеньки, не забывайте только о сроках, потому что в суд с аналогичными претензиями вы сможете обратиться не позднее трех месяцев со дня злодеяния. Поэтому, если вдруг пошли задержки, вы почувствовали, что дело начали волокитить, подавайте иск, не дожидаясь ответа на свою жалобу, ничего от этого не потеряете. Потом, если что, подадите ходатайство с просьбой отложить слушания по делу до получения ответа.
В заключение скажу, что очень важно правильно ставить для себя цель: если публичная казнь чиновника для вас не главное, а важен результат – решение проблемы, с которой вы обращались, то и остановиться можно на любом этапе. В моей практике был случай, когда частный судебный исполнитель прислал уведомление об открытии у него исполнительного дела сразу же, как только жалоба на него дошла до его руководства в департаменте. А знаете, что ответили из департамента моему знакомому: что никаких исполнительных дел в отношении него в городе Алматы не открывалось. Так что не так важно, что вам ответят, главное в сухом остатке – получить желаемый результат.
Алматы