Факты мошенничества особенно участились на территории Алматы, да и в целом по Республике Казахстан. Аферисты совершают преступления, используя Интернет и социальные сети. По информации пресс-службы ДП города Алматы мошенники разработали десятки, если не сотни различных схем, для того чтобы выудить деньги с платежных банковских карт доверчивых граждан.
Как правило, кибермошенники используют социальные сети, мессенджеры «Ватсап», «Телеграм» и т.д. Не остается без внимания злоумышленников и обычная телефонная связь.
Жертвой мошенника может стать любой человек, даже несмотря на богатый жизненный опыт. Но чаще всего в роли потерпевших выступают пожилые люди. Нередко при расследовании подобных преступлений органы следствия сталкиваются с тем, что жертвы мошенничества переводят свои деньги за границу. Дело в том, что злоумышленники, как правило, используют одноразовые мобильные телефоны или номера сотовых операторов, отследить по которым их зачастую невозможно. В лучшем случае это будет стоить следственным органам огромных усилий.
С одной из мошеннических схем корреспондента медиа-портала Caravan.kz ознакомил неравнодушный гражданин Мурат. Он рассказал, что столкнулся с мошенниками, разместив объявление о продаже компьютерных деталей.
- Я почти сразу же получил ответ на свое объявление, - рассказал Мурат. - Со мной связался некий молодой человек и сказал, что хочет купить у меня товар удаленно, а лично подъехать не может, так как живет далеко, на другом краю города. Он пообещал прислать за товаром курьера, а оплату произведет через «сервис Казпочты». После чего заявил, что оплата от него пошла, и прислал мне на мессенджер интернет-ссылку на этот «сервис». Открыв ссылку, внушительно оформленный сайт, между прочим, со знакомым всем логотипом, увидел сообщение, что указанная сумма вроде как выслана на мое имя, но деньги не могут быть получены без внесения данных моей банковской карты, причем включая трехзначный CVV-код. Данные я внес, но деньги «покупателя» не пришли, а пришло сообщение, что на карте должно быть минимум 20 тысяч тенге для «подтверждения безопасности перевода». На карте денег на тот момент у меня не было. Я связался по мессенджеру с покупателем, сообщил ему, что денег на карте сейчас не имею, и попросил оплатить каким-либо иным способом. Покупатель же стал мягко настаивать, чтобы я пополнил карту. Тут я уже почуял неладное и отказался от сделки. Позже узнал из Интернета, что OLX и Казпочта не сотрудничают и не имеют никаких общих интернет-сервисов. И случаи подобные моему связаны с деятельностью мошенников. Данные моей карты я, получается, отправил неизвестно кому. Пришлось карту заблокировать и заменить. Хорошо, что у меня на карте не было денег, иначе не знаю, что бы я делал, как бы деньги возвращал.
В социальных сетях активно распространяется информация, что мошенники стали в последнее время все активнее использовать в своих темных схемах популярный и всем известные платежные сервисы. Одна из схем заключается в том, что мошенники банально подделывают электронные чеки, создавая правдоподобную платежку на компьютере в графическом редакторе. Чтобы не попасться на эту уловку, следует всегда проверять поступление средств в приложении, особенно когда это касается переводов крупных сумм денег.
На страницах Kaspi в соцсетях публикуется информация, где банк официально предупреждает о мошенниках. Вот что советует сам банк: «Чтобы не стать жертвой обмана, не переходите по подозрительным ссылкам, а если уж перешли, не вводите на незнакомых сайтах логины, пароли, реквизиты и номера платежных карт, CVV-код и пр.» Любовь нечаянно обманет: на какой крючок мошенники ловят влюбленных женщин
Несколько примеров мошеннических схем привел также недавно начальник управления полиции Алмалинского района полковник полиции Есен Искаков:
- Вот один из примеров: вам звонят на мобильный телефон, и неизвестный представляется сотрудником безопасности какого-либо известного банка. Если с банком мошенник угадал, то он называет свое имя, мнимую должность. Его речь и манеры, как правило, вызывают максимальное расположение потенциальной жертвы, ведь мошенник в какой-то степени психолог. Этот липовый сотрудник банка сообщает, что вашу карточку либо пытались взломать, либо обнаружена подозрительная активность, и кто-то якобы, пользуясь вашими данными, пытается оформить кредит. Тут наступает решающая стадия обмана жертвы: мошенник вежливо просит следовать «инструкциям протокола безопасности» и предоставить полные данные карты и, главное, трехзначный CVV-код. Далее, используя эти данные, злоумышленники продолжают «пудрить мозги» своей жертв – просят подождать некоей проверки и т.п. В это время мошенники уже снимают средства с карты своей жертвы. Деньги переводятся, как правило, на какие-либо зарубежные счета. Вернуть украденное крайне проблематично и зачастую не представляется возможным.
Могу привести еще один пример мошенничества, – продолжает Есен Искаков. - Мошенники для совершения своих преступных действий стали использовать ПО (программное обеспечение) ANYDESK – это бесплатная программа для частного использования удаленного рабочего стола.
Однако в настоящее время это приложение зачастую используется не по прямому назначению. Злоумышленники приспособили его для обмана граждан, а именно: под любым предлогом злоумышленники принуждают установить это мобильное приложение на сотовый телефон. После того как их потенциальная жертва это сделает, они, получив полный доступ к мобильному телефону гражданина, снимают денежные средства с его банковских счетов, оформляют кредиты и т.д.
С учетом всего вышесказанного сотрудники полиции призывают граждан быть бдительными и не соглашаться на подозрительные предложения. Только так можно сберечь свои деньги и нервы от злоумышленников.