Как зарабатывают авторские общества на исполнителях и авторах в Казахстане - эксперт

В звездной плеяде казахстанских исполнителей немало тех, кого уже нет в живых: это, например, Батырхан Шукенов, Болат Сыздыков, Роза Багланова, Шамши Калдаяков... Безусловно, каждый из них оставил после себя творческое наследие, но, как выяснилось, авторскими правами обладают далеко не все потомки казахстанских знаменитостей.

В этом вопросе в интервью корреспонденту медиа-портала Caravan.kz помог разобраться эксперт по авторскому праву и кандидат юридических наук Темирлан Тулегенов.

 

 

- Начнем с того, что не все творческие люди являются обладателями тех или иных авторских или смежных прав, - поясняет юрист.

Согласно закону, авторское право переходит либо по договору, либо по наследованию.

Но, к сожалению, наши певцы не подписывают договоры со своими авторами и поэтому не могут быть признаны правообладателями на песни, написанные для них.

Ведь на деле происходит следующее: исполнитель заказывает песню автору, платит соответствующий гонорар, снимает на нее клип, раскручивает ее. А потом вдруг узнает, что вот эту его песню, за которую он заплатил, поет уже кто-то другой.

И причем без его разрешения! А все почему? А потому, что договор с автором не был подписан, и соответственно права остались за автором!

Но ведь песня должна принадлежать именно исполнителю, ведь он ее заказывал специально для себя, то есть по договору автор уже не может разрешать ее исполнение другим певцам.

По сути, практически все казахстанские певцы не являются обладателями прав на песни, которые они исполняют, потому что не имеют привычки заключать договоры с авторами песен. Эксперт рассказал, как долго может работать авторское право в Казахстане и кто на этом заработает

- А музыканты, которые исполняют чужие песни в кафе и ресторанах с «живой» музыкой, тоже должны получать разрешение от авторов песен?

- Что касается ресторанов, то там такой правовой режим, при котором музыканты могут петь все, что захочешь, но вознаграждение за это обязан выплачивать хозяин заведения. То есть он должен платить либо напрямую самому автору или правообладателю, либо в авторское общество и общество по смежным правам.

При этом заведение должно предоставлять подробный отчет о том, какие произведения и сколько раз прозвучали за отчетный период.

Вот эта информация поступает в авторское общество и общество по смежным правам, которые делают так называемую "распаёвку", то есть определяют процент, сколько и какого произведения прозвучало больше, и соответствующую сумму выплачивают автору и исполнителю.

Но самый анекдот состоит в том, что заведения ни физически, ни технически на сегодня не могут предоставить такую важную информацию. Что происходит в таком случае? Они просто платят деньги и… ставят печать на пустом бланке, который ему предоставляет авторское общество!

А те в свою очередь сами "рисуют" что хотят!

Разве это справедливо?

Второй момент: авторские общества и общества по смежным правам созданы для сбора и выплаты вознаграждения авторам и исполнителям.

Это означает, что при выплате такого вознаграждения обязательно должен предоставляться отчет о том, где и когда было использовано конкретное произведение.

Но такой отчет не предоставляется.

 

Вот именно на этом наживаются авторские общества и общества по смежным правам!

И представьте, что таких «контор» в Казахстане целых семь штук, и у них у всех абсолютно одинаковая аккредитация!

Соответственно они друг с другом конкурируют, борясь за каждый ресторан, за каждое кафе, телеканал или радиостанцию!

Но мы-то знаем, что при такой «борьбе» обязательно используется демпинг цен. И это значит только одно - правообладатель будет получать еще меньше!

Такая «деятельность» этих «контор» в Казахстане мне больше напоминает уголовную статью о мошенничестве в крупном размере, ведь, по сути, они входят в доверие к нашим авторам и певцам и потом «доят» от их имени всех кого ни попадя! И при этом наши авторы ведь не "жируют"?

То есть это неприкрытый бизнес на том, что авторское право не знают ни творческие деятели, ни хозяева различных кафе и ресторанов!

- Что нужно делать, чтобы не нарушались авторские и смежные права в Казахстане?

- Чтобы авторские права не нарушались, в первую очередь нужно сотрудничать с юристом, который будет представлять интересы автора.

Во вторую очередь нужно пропагандировать знания об авторском праве на всех творческих специальностях. То есть эти знания нужны не только артистам, но и филологам, и журналистам, и даже IT-специалистам.

Чем меньше будет знать о своих правах творческий деятель, тем больше его будут обманывать всякие авторские общества. Тем дольше у нас не будет эффективной культурной индустрии, тем дольше мы будем жить в условиях той-бизнеса.

Ведь это несправедливо, когда человек, посвятивший искусству годы обучения, не имеет финансовой возможности провести свой концерт на достойной площадке.

В то же время какие-то выскочки без элементарного музыкального образования, под "фанеру" открывая рты и исполняя без разрешения хиты, зарабатывая на тоях, могут позволить себе такие же "фанерные" концерты на центральных концертных площадках!

Сегодня Казахстан - страна победившего той-бизнеса, и это значит, что культурные ценности искривлены.

Государство должно перестать давать подачки творческим людям, оно должно создать законодательные и экономические условия для формирования успешной культурной индустрии. Нужно создать систему подготовки культурных предпринимателей, которые и создадут настоящий шоу-бизнес в Казахстане, при котором нашим артистам для того, чтобы прославиться, не надо будет уезжать в другие страны.