Журналист ищет инвесторов? А почему бы нет! Сколько можно ждать от наших чиновников нормального ремонта дорог и обещанных скоростных трасс? Каждый водитель поймет меня, особенно в тот момент, когда ему в очередной раз приходится выкладывать деньги на ремонт ходовки.
И вот я, узнав о том, что в Германии будет проходить международный транспортный форум, куда съедутся министры и, главное, потенциальные инвесторы – банкиры и бизнесмены со всего мира, – задалась целью во что бы то ни стало попасть туда. И провести переговоры, как говорится, на самом высоком уровне. К слову, казахстанских чиновников на этом важном мероприятии не оказалось, поэтому пришлось брать всю инициативу в свои руки.
На международном форуме транспорта в Лейпциге высокопоставленные европейские чиновники и банкиры ведущих банков были, что называется, в открытом доступе.
В перерывах между сессиями с ними легко было завязать разговор – о безопасности на дорогах, новых технологиях и, конечно, о финансировании строительства.
И если европейцы в основном жаловались на пробки, то участники с постсоветского пространства с горечью вспоминали свои родные колдобины. Некоторые рассказывали веселые истории о том, как приходится выбираться из дома почти вплавь, как глохнут моторы машин на затопленных развязках, как машины могут запросто провалиться под землю из-за ужасного качества строительства дорог. Иностранцы охали и ахали, соседи по “союзам” смеялись до слез.
Форум по транспорту проходит каждый год – это шанс найти финансирование. На этот раз в Лейпциг приехали министры из 50 стран, некоторые в открытую просили денег, обещая инвесторам самые что ни на есть удобные условия. Банкиры ходили с задумчивыми лицами. На прямой вопрос, когда же они выйдут из спячки после финансового кризиса и начнут опять активно вкладываться в транспортные проекты, отвечали сдержанно.
Но Казахстан все-таки остается зоной повышенного интереса. Узнав, что я из “той самой страны с большой нефтью”, топ-менеджеры крупных банков с удовольствием соглашались ответить на любые мои вопросы.
– Казахстан является очень важным партнером, у нас есть проекты с Казахстаном – например, строительство крупнейшего транспортного коридора (банк вложил в казахстанскую часть проекта “Западная Европа – Западный Китай” 700 миллионов долларов, и это во времена финансового кризиса!) и проект по легкорельсовому транспорту в Астане, – сообщил директор одного из департаментов Азиатского банка развития Туррел ДУНКАН.
Собеседник оказался весьма осведомленным во всех вопросах, касающихся Казахстана. Да, прошли те времена, когда инвестиции текли рекой и иностранные банкиры выделяли деньги “под залог” громкого статуса нефтяного государства. Теперь, прежде чем принять решение, они проводят целые расследования. Так, Азиатский банк развития, например, проведя анализ бедности в нашей стране, сначала оперировал официальной статистикой, а потом провел собственное исследование в семи областях страны и выявил некоторые “неточные факты по бедности”.
Еще интересней оказалась ситуация с оценкой рисков. Тут эксперты упомянули и нашу коррупцию, и наши тендеры.
В этот день мне пришлось пообедать дважды – второй раз моим визави был топ-менеджер Всемирного банка Марк Йухель. Он сразу сказал, что транспортные проекты в Казахстане являются очень важными для банка.
Всемирный банк выделил на проект развития автомобильных дорог “юг – запад”, между Актюбинской и Кызылординской областями и Шымкентом, в рамках строительства транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай 2 миллиарда 500 миллионов долларов США. Да, похоже, мы и впрямь дружим по-крупному.
Но с финансированием местных национальных объектов для удобства граждан дела обстоят куда хуже.
Как же быть с моей мечтой – построить скоростную трассу международного уровня из Алматы до Капшагая, например? Но инвесторы пока не желают строить ни платные дороги, ни крутые развязки, ни столь необходимые проселочные дороги в Казахстане. Хотя во всем мире сейчас решают транспортные проблемы именно с участием частного капитала. В чем же проблема?
На этот вопрос мне ответили уже позже наши чиновники, так как иностранцы предпочитали обойтись общими фразами:
– В автодорожной отрасли с 2008 года Министерством транспорта и коммуникаций РК предпринимались неоднократные попытки по реализации проектов за счет частных инвестиций. Первоначально планировалась реализация следующих проектов строительства и реконструкции: БАКАД, Астана – Караганда, Алматы – Капшагай, Алматы – Хоргос, Ташкент – Шымкент – Жамбылская область. В период с 2009 по 2011 год проведены конкурсы по определению концессионеров, которые по разным причинам не состоялись.
Инвесторов отпугивает высокая капиталоемкость проектов, большая протяженность дорог при низкой интенсивности движения и высокие эксплуатационные расходы.
Впрочем, иностранные бизнесмены, возможно, финансировали бы наши проекты более охотно, если бы не одно “но”, о котором не сказали в Министерстве транспорта. Это “откаты”, которыми, как я заметила, весьма напуганы иностранные бизнесмены. Во время одного из перерывов ко мне подошел владелец крупной транспортной компании и спросил меня о размерах этих самых “откатов”. Он давно приглядывается к нашей южной столице, хочет предложить проект по строительству нового вида транспорта, но смущают неофициальные “ставки”, о которых он весьма наслышан...
Из официального ответа Минтранскома РК:
– В 2012 году на развитие автодорожной отрасли в Казахстане направлено 282,3 млрд. тенге, в текущем году выделено порядка 310 млрд. тенге.
Если средств, выделяемых для строительства и реконструкции автодорог республиканского значения, достаточно, то ощущается явная нехватка на текущий ремонт и содержание дорог республиканского значения. Еще острее обстоит ситуация с автодорогами местного значения, где нет возможности охватить всю сеть в необходимом объеме.
За последние два года выделяются средства на содержание дорог в размере 36 процентов от потребности по республиканской сети, и по местной сети дорог выделятся 7 процентов от потребности.