Как взять кредит 100 тысяч, отдать 200 и остаться в долгах у частных судебных исполнителей

Так вышло, что горячей или болевой точкой стали сфера ЖКХ и все персонажи, с нею связанные. Но мой опыт и опыт других наших читателей показывает, что нарастает другой болевой синдром – беспредел со стороны частных судебных исполнителей. Это новообразование в сфере общественных отношений за последние годы существенно увеличилось в объемах, и их, мягко говоря, противозаконную манеру вести дела не замечать уже нет никакой возможности. Конечно, это не означает, что мы оставим без присмотра всю ЖКХ-овскую рать, – нет, писать и разбирать их всех по косточкам не перестанем, с нетерпением ждем и начала рассмотрения поправок в жилищное законодательство сенаторами, но теперь начнем еще уделять внимание и этим ребятам из ЧСИ-бизнеса.

Взяла 100 тысяч, отдала 200, долг был 25, а стал в три раза больше

Так вышло, что история, о которой сегодня пойдет речь, произошла со мной, и рассказ о ней будет беспристрастным и четким, как это сделал бы всякий ученый-естествоиспытатель, изучающий поведение зверушек в природе. Преамбула проста: много лет назад, когда деньги ничего не стоили и банкирами раздавались на остановках под 28 процентов годовых, взяла я крошечный кредит.

Платила исправно года три-четыре подряд, меня даже забавляли эти выплаты в пять тысяч тенге, но потом случился мировой кризис, многое и у многих пошло уже не так, и я забыла благополучно о долге.

Как вы понимаете, преступление страшное, банку был нанесен мною громадный финансовый ущерб, если учесть, что взяла я 100 тысяч, отдала 200 и осталась должна 25. Ужас, какой кошмар (!), видимо, думали кредиторы, и судья вынес решение в мое отсутствие (ну забыли они меня позвать на судебное заседание!) и присудил взыскать с меня уже более 70 тысяч тенге. Держим внимание на цифрах: взяла 100 тысяч, отдала 200, долг был 25, а стал в три раза больше. Останавливаюсь на этом только с целью иллюстрации, как у нас рассматриваются подобные дела в судах и какие решения там принимаются в отсутствии должника. Должник, подчеркну, отсутствовал по очень уважительной причине – он об этом не знал, причем все эти годы я, как честный человек и законопослушный гражданин, проживала по адресу регистрации, указанному в договоре.

Согласитесь, не бегая по стране и миру от долга в 25 тысяч тенге, я могла рассчитывать на то, что буду своевременно приглашена в суд на заседание, или на то, что суд в соответствии с законом пришлет мне свое решение. Хотя бы для того, чтобы в случае моего несогласия я могла бы воспользоваться своим конституционным правом и обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Но – нет, никто в суде париться с такими глупостями не стал: что там за “конституционные права”, обойдется, вовремя долги надо отдавать; что (?) приходилось слышать что-то подобное, – а то!

Но вернемся к нашей, то есть моей, истории. Не пригласили на заседание, не прислали решение суда, ну тогда было бы логично ждать извещения от частного судебного исполнителя, мол, вы тут долги не отдаете, вот вам суды решения выносят, а мы – горемыки – вынуждены тут с вас три шкуры снимать. Но – нет, и ЧСИ-шник ничегошеньки не прислал, хотя по закону был должен и обязан.

Узнала я о непомерных аппетитах кредитора и неуместном, с точки зрения закона, поведении судейских случайно, на работу пришел исполнительный лист. Произвожу я впечатление приличного человека, работодатель даже удивился такому моему легкомыслию и забывчивости и с моего одобрения стал перечислять “дэнажки” из зарплаты. Не скрою, в три раза возросшая сумма долга в первый момент мне сильно не понравилась, не по-пацански как-то, да и вся эта закулисная возня с судами: втихаря судили, втихаря вынесли решение и втихаря прислали на работу… кого-то без него женили, а меня без меня судили – ощущение не из приятных. Ну да и… с ними, подумала я, не найдя дома нужных квитанций об оплате, потерялись они как-то некстати. Будьте внимательны, подходим мы уже к моему любимому месту в этой истории: поведение ЧСИ-шника в естественной среде.

Коллекторы в законе

По исполнительному листу частный судебный исполнитель Каганат Смагулов получил на свой банковский счет 36 тысяч 440 тенге и вскоре окончил деятельность ЧСИ. Причины мне неизвестны, данное должностное лицо в глаза не видела, голоса не слыхала, СМС не писала. Но вот беда, вместе с ним где-то затерялись то ли эти деньги, то ли информация о них – неизвестно, почему – узнаете чуть позже, но спустя пару лет вынырнул из небытия уже другой ЧСИ.

Не знаю, когда и как она возбуждалась, есть такой профессиональный термин среди следователей, прокуроров и ЧСИ-шников, так они называют процессуальное действие “возбуждение исполнительного производства”, так вот от нее позвонил некто и предложил мне заплатить уже 81 тысячу тенге с копейками.

Помним: кредит – 100 тысяч, выплатила – 200 тысяч, осталась должна – 25 тысяч, судебное решение – 74 тысячи с копейками, выплатила – 36 440, теперь хотят, чтобы заплатила – 81 тысячу с лишним.

Слушайте, чем дальше в лес, тем интереснее ведут себя… люди. Тем не менее, поскольку говорила барышня по неизвестному мне номеру, я предложила ей официально заказным письмом уведомить меня о том, что у них возбуждено исполнительное производство, приложить исполнительный лист и постановление, где были бы указаны суммы, за что и сколько, а также реквизиты для перечисления денег. Все вышеперечисленное мною частные судебные исполнители должны высылать должнику без его просьб и напоминаний, а по букве закона, что я только что напомнила, точнее продиктовала, собеседнице перечень действий, которые они были уже обязаны совершить.

Вот отгадайте – через сколько дней, недель я получила официальное извещение… а вот и не угадали, я его так и не получила, а спустя год с лишним кредитор, видимо, устав ждать от ЧСИ-шника каких-то действий, перешел к другому ЧСИ-шнику. Но узнала я об этом когда(?) – правильно, совершенно случайно.

Забежала в личный кабинет на egov.kz по налоговым делам и вижу – опа! запрет на выезд за рубеж, на вас возбуждено аж два исполнительных производства по одному и тому же исполнительному листу у двух ЧСИ-шников.

Счастливый случай (!), скажу я вам, ситуация абсурда прям нарастает. И мне на этот раз пришлось разыскивать свеженького ЧСИ-шника, иначе, думаю, эта история никогда не закончится. Общественник о судебных исполнителях: Это фактически криминальный бизнес

Здесь мы сделаем паузу и посмотрим, что нам говорит Закон “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей”. Ответ на вопрос: почему я, а также все остальные должники республики не должны разыскивать с собаками ЧСИ-шников, содержится в данном законе и прежде всего в статье 27:

“1. Участники исполнительного производства извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения извещением или вызываются к судебному исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой. Извещение или повестка направляются заказным письмом, телеграммой с уведомлением о вручении. Участники исполнительного производства также извещаются или уведомляются телефонограммой, посредством коротких текстовых сообщений по каналам сотовой связи или электронной почты, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова”.

Иными словами, как писалось мною выше, данные граждане при должности обязаны заказным письмом уведомить меня или любого другого должника об открытии у него исполнительного производства и каждый раз своевременно уведомлять о процессуальных действиях, в том числе об аресте счетов, запрете на выезд за рубеж, аресте имущества и так далее.

Как вы уже знаете, ничего такого сделано не было, и, прошерстив не одну базу на сайте министерства юстиции, я, наконец, отыскала ФИО и контакты нового ЧСИ – Ахмет Мәлік Айтанұлы.

Мною об этом неоднократно писалось, и я поступаю также: прежде чем идти в суд, нужно попробовать договориться. Хотя при таких нарушениях со стороны Ахмет Мәлік Айтанұлы я могла бы сразу же подать в суд либо жалобу на его действия, либо иск о нарушении им моих конституционных прав, но предпочла встретиться, ознакомиться с материалами исполнительного производства и обсудить сроки выплат. По указанному в реестре телефону мне ответил женский голос, сказав, что она помощник ЧСИ и все эти вопросы я могу решить с любым из его помощников в любое время. Сказано – сделано, жарким, точнее, очень жарким днем, 27 августа, я пришла по указанному мне адресу.

Сейчас опустим, что дело искали долго, нашли только с моей подсказки, молодой человек, позднее назвавшийся помощником, вел себя агрессивно и вызывающе: бардак в делах и хамство, видимо, мелочи и обычное дело в данном офисе.

Правда, закон другого мнения, смотрим статью 3 “Основные принципы исполнительного производства”: “Исполнительное производство осуществляется на принципах:

1) законности;

2) своевременности и прозрачности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) уважения чести и достоинства человека;

4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника и членов его семьи;

5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения;

6) пропорциональности распределения взысканных сумм между взыскателями одной очереди при их недостаточности для полного удовлетворения всех требований очереди;

7) возмещения за счет должника расходов по принудительному исполнению исполнительного документа;

8) свободы обжалования в суде процессуальных действий и постановлений судебного исполнителя”.

Тянуть не будем, финал этой части истории был быстрым – помощник частного судебного исполнителя Ахмета Мәлік Айтанұлы поначалу долго не хотел называть свое имя Ахмет, потом с трудом и под моим напором выдавил фамилию Мәлікұлы. Всё, что вы хотели знать о коллекторах в РК, но боялись спросить

Оказалось, что невежливый и, скажем так, не очень хорошо знающий законодательство и Конституцию человек – сын ЧСИ-шника.

Ничего, такое бывает, правда, родственные связи никому не дают право нарушать чужие права. Несмотря на то что я предупредила юношу, что, не желая меня ознакомить с материалами исполнительного производства, он нарушает мои конституционные права п. 3 ст. 18, помощник ЧСИ-шника Ахмет Мәлікұлы не внял моим словам, папку не дал, о чем снято видео, и… теперь его папу ждут разбирательства в суде, не считая, конечно, минуты славы в популярнейшей республиканской газете. А что делать, а кому сейчас легко…

***

Мы же с вами не прощаемся, продолжение с детальным постатейным разбором опубликуем в ближайшем номере, эти ребята не единственные, у них сейчас тренд такой – конституционные права нарушать. Мы не забудем никогда про наше и ваше любимейшее ЖКХ, рубрика будет выходить регулярно, и не сидим сложа руки: уже через неделю парламент начнет работу. Помним, что в сенате лежат поправки в жилищное законодательство, пишем в сенат, своим депутатам, предлагаем, не остаемся в стороне за ради своего светлого и комфортного будущего.

АЛМАТЫ