Как вырастить гения?

ЗНАКОМЬТЕСЬ: НАШИ ТАЛАНТЫ!

Юные изобретатели

Компактная вакуумная сушилка для овощей, ионизатор воздуха, настольный ионизатор для консервирования продуктов, домашняя электростанция – все эти приборы изготовлены детьми!

Эти уникальные изобретения сделали ребята из таразской школы № 31.

И главное – сделаны полезные в быту приборы из обычных подручных материалов, можно сказать, из мусора.

Домашняя электростанция на первый взгляд – просто набор асбестовых обломков и проволоки. Но если этот набор насадить на трубу горящей печи, то тепловая энергия преобразуется в электрическую и … одна лампочка точно горит. А ведь при необходимости устройство можно усложнить и получить большую мощность тока.

Вакуумную сушилку изобрел школьник Борис ИЗМУЛЛАЕВ. К старой электрической духовке мальчик приделал небольшой мотор-компрессор и шланг-воздуховод. Благодаря компрессору в духовке возникает высокое давление, которое “выдавливает” из овощей и фруктов влагу. Через шланг влага удаляется – вот и готовы сушеные заготовки на зиму!

Свои изобретения дети показали на одной из олимпиад.

– Конкурсная комиссия сначала не могла понять, что за прибор мы представили, – рассказывает автор ионизатора Нимат МУРСЕИТОВ. – Мы им тогда предложили подышать воздухом от ионизатора – воздух действительно особенный получается. Они удивились и дали нам первое место!

Некоторые разработки ребят иногда не в состоянии понять даже сами учителя. Так было с вакуумной сушилкой Бориса Измуллаева. Ее не допустили до очередного конкурса только потому, что комиссия… не смогла понять принципа работы. Хотя сушилка безотказно и эффективно работает. А почему – дело десятое!Индира БОТАШЕВА, Тараз

В ученые – с пеленок!

Маленькие ученые из Шымкента поражают своими научными трудами взрослых.

“Математический мир глазами третьеклассника”, “Борижарский некрополь. Культурное наследие Южно-Казахстанской области”, “Зло в игрушечном обличье” – таков далеко не полный список научных проектов, своего рода диссертаций, подготовленных учениками второго–четвертого классов (!) шымкентской гимназии №38.

И пока сверстники просто играли в игрушки, автор научной работы “Зло в игрушечном обличье” проанализировал ситуацию и выяснил, что слишком много в нашей жизни игрушек, которые могут нанести не только физический, но и моральный вред здоровью и психике ребенка. Во как! Взрослые только ахнули.

Другой юный ученый – Егор ТИПКИН – с первого (!) класса ведет исследования хлопчатника. У себя на даче мальчик высадил все сорта и виды хлопчатника, культивируемые в Южно-Казахстанской области. Вместе со своим научным руководителем – завучем гимназии Любовью ГУЛЯЕВОЙ. – Егор объездил все хлопкосеющие районы области, знакомился с секретами лучших хлопководческих хозяйств. Мальчик изучил все тонкости, провел селекционные работы с семенами, экспериментировал с режимами полива и отследил севооборот. Результатом проделанной работы стала книга, которую написал юный хлопкороб, “Как Егорушка вырастил зернышко”. А его научная работа “Родословная хлопчатника” заняла второе место в этом году на республиканской научно-практической конференции школьников “Зерде”.Данил ШЕМРАТОВ, Шымкент

Пятилетний музыкант играет джаз

Маленький карагандинец Арыстан АБИЛЬДИН обладает уникальными слухом и чувством ритма.

– Мне больше всего нравится играть джаз и Баха, – говорит Арыстанчик и, немного подумав, уточняет, – джаз все-таки больше.

Это чувствуется – услышав, как Арыстан играет джаз, испытываешь настоящее потрясение. Если закрыть глаза и не видеть, что исполнитель играет стоя, потому что так удобнее доставать до клавиш фортепиано, то представляется, что на инструменте играет профессиональный музыкант. В его возрасте дети постигают музыкальные ритмы при помощи незатейливого “василек-василек…”. Арыстан же импровизирует и играет такие ритмы, которые его отец, по его же признанию, начал осваивать лет в 18.

– У ребенка абсолютное чувство ритма и великолепный музыкальный слух, – говорит педагог Карагандинской областной музыкальной школы Белла СИДОРОВА. – Потенциал у ребенка огромный!

Родители Арыстана – профессиональные музыканты. Папа – артист Карагандинской филармонии, играет на фортепиано и на всех ударных инструментах. Мама – дирижер-хоровик, преподаватель музыкального колледжа. Так что мальчик, можно сказать, еще до рождения пребывал в волшебном мире музыки. Особую одаренность сына родители заметили, когда малышу было два года.

– Мы видели, что Арыстанчик быстро схватывает ритм, повторяет на фортепиано мелодии, и довольно сложные, – рассказывает папа юного дарования Асет. – Он любил сидеть у меня на коленях, когда я играл на фортепиано, а я даже сам не заметил, когда он вступил в игру. Начал подыгрывать, держать ритм. Когда ему было три с половиной года, мы повезли его в музыкальную школу. Хотели услышать мнение профессиональных педагогов. Ведь родители часто бывают необъективны. Думали: может, мы преувеличиваем? Нас прослушала Белла Михайловна Сидорова. Мы показали ей все, что умеем, сыграли в четыре руки. Белла Михайловна, помню, тогда сказала: так у вас уже готовый эстрадный номер!

Белла Михайловна тогда была поражена – за 40 лет своей педагогической деятельности она впервые встретила такого уникума! И с четырех лет мальчик начал учиться в музыкальной школе по классу фортепиано.

Фортепиано – базовый инструмент для всех музыкантов. Потому родители остановили свой выбор на этом инструменте. Но сердце мальчика по-прежнему принадлежит… джазу. Наверное, это у него от папы, для которого джаз – любовь всей жизни. Арыстан уже освоил практически все ударные инструменты, на которых играет отец. От барабанов до виброфона. На ударных мальчик может стучать часами, а чтобы соседи не ругались, домой ребенку купили резиновые барабаны.

В прошлом году Арыстан стал лауреатом областного конкурса юных пианистов. А сейчас педагог готовит своего ученика к международному конкурсу юных исполнителей, который ежегодно проходит в Италии. И у него есть все шансы на победу!Татьяна Тен, Караганда

Трое казахстанцев – в числе одаренных детей мира

По инициативе международной неправительственной организации “Евроталант” снимается фильм об одаренных детях мира, в котором будут участвовать трое казахстанских школьников. По предварительным данным, представителями Казахстана станут: Жансая Абдумалик из Алматы (восемь лет), она чемпионка мира по шахматам среди юниоров. Одаренный ученик из Караганды Дарын Тельман занимается космонавтикой и астрономией. И талантливый ученик из Павлодара Егор Клочков.

Автор: Алим Абенов