В Талдыкоргане их 21, в области – 42. Вот только состояние большинства оставляет желать лучшего.
На один из таких действующих объектов удалось попасть не сразу. Самостоятельные попытки выйти на контакт с управлением гражданской обороны ДЧС Алматинской области закончились полным провалом. Начальник был на больничном, исполняющий его обязанности – в командировке, специалист управления – в отпуске. Лишь звонок министра по ЧС в местный спасательный департамент слегка расшевелил спецов. Но даже в этом случае те, кто привез меня в убежище и кто давал комментарии, попросили не указывать имен. Министр – министром, а служба безопасности не дремлет!
Судя по тому, что в Талдыкоргане готовы к эксплуатации лишь 6 защитных сооружений, можно было догадаться, что меня отвезут в одно из лучших. Оно расположено на территории промышленного предприятия (как и все другие), то есть в частных руках.
Убежище встретило освежающей прохладой. Легкий запах сырости при входе. Входные двери, как и внутренние, герметично закрываются. Все механизмы тщательно смазаны, не скрипят. На стенах наглядные пособия, что и как делать при определенных обстоятельствах (большинство еще советского периода). Есть схемы расположения коммуникаций. В помещении несколько отсеков: для отдыха, для работы штаба, санузел, емкости с технической и питьевой водой (на 8 и 4,5 кубометров соответственно), автономное электроснабжение и отопление (с запасом ГСМ), вентиляция с многоступенчатой системой очистки воздуха. Ей уделено особое внимание. Сначала идет подача воздуха, потом происходит фильтровентиляция, а конечная ступень – регенерация. Сейчас все коммуникации перекрыты, но не законсервированы, так что в любой момент всю систему можно привести в готовность.
– Наш объект может принять до 200 человек. Н о он не рассчитан на размещение гражданского населения. В случае какой-либо угрозы жители, не занятые в ликвидации ее последствий, эвакуируются за город в специально отведенные места. А здесь, в убежище, будут находиться только те, кто руководит ликвидационными работами, – рассказал ответственный за выполнение мероприятий гражданской защиты Руслан Н.
– В первую очередь эвакуируются (за город) семьи сотрудников органов управления, военных и служб экстренного реагирования. Почему? Да всё просто. Чтобы человек, находящийся на передовой, мог спокойно, на все 100 процентов, выполнять свои обязанности, не беспокоясь за своих близких.
В Алматинской области (до разделения) есть три города, имеющие важное экономическое значение. Это Талдыкорган, Текели и Капшагай (ныне Кунаев). В них часть населения не будет эвакуироваться, оставаясь работать на объектах жизнеобеспечения, в том числе в медучреждениях.
На территории Талдыкоргана есть убежище вместимостью до 1 000 человек, но оно требует серьезного капремонта. У предприятия, где оно расположено, нет денег на его восстановление. Изъять его из частной собственности не позволяет закон.
– У государства нет средств на восстановление подобных объектов. Есть куда более важные задачи, – рассказал сотрудник ДЧС Алматинской области, сопровождавший меня на засекреченный объект. – На Западе применяется строительство бюджетных, переносных, легко возводимых модульных убежищ для размещения штабов и населения. Насколько я знаю, в Казахстане пока только рассматривается этот вопрос на уровне министерств.
ТАЛДЫКОРГАН