Как выглядела традиционная одежда казахов из разных регионов

При этом одежда наших предков очень колоритная и заодно удобная в носке, поэтому мне всегда было жаль, что в Казахстане не носят традиционные наряды в будни, как это принято, например, в Японии. Однако сейчас интерес молодежи к этому аспекту родной культуры возрождается, и редакция Caravan.kz предлагает узнать чуть больше о моде предков.

Например, казахстанская художница под ником Qantar нарисовала наряды девушек из разных областей Казахстана, характерные для конца XIX - начала XX веков. Для этого она провела тщательное исследование, чтобы воссоздать правильно все детали, изучала музейные архивы, фотоархивы и книги по этнографии.

Традиционные наряды служили вдохновением для многих других представителей отечественного искусства. Многие элементы казахского костюма сохранились именно благодаря им - художникам, костюмерам, коллекционерам, которые искали по аулам одежду и аксессуары, чтобы они не исчезли без следа в едином для СССР стиле.

Первая казахская художница Айша Галимбаева также зарисовала костюмы начала XX века из разных областей.
По этим рисункам отлично видно, насколько разнообразно одевались казахи в период до появления фабричного масс-маркета.
По одежде легко можно было узнать многое о человеке, который ее носит: откуда он родом, какой у него возраст, профессия и социальный статус, состоит ли он в браке, для недавно вышедших замуж женщин - родился ли уже первенец. Иногда можно было определить даже ру или конкретный этап жизни человека. Все это зависело от материалов, покроя, отделки выбранной одежды.

Одежду чаще всего шили из шерсти, кожи и ситца - самых доступных материалов. Войлок, мех добытых на охоте животных и шкуры домашних животных было проще всего достать. При этом шкурки ягнят и жеребят ценились больше всего и использовались, как правило, для выходных нарядов.

Для праздничной одежды также покупался дорогой мех и ценные ткани, например бархат, шелк, их украшали драгоценными камнями, фигурными бляшками тонкой работы и сложной вышивкой, порой - золотой или серебряной нитью.

У каждого элемента одежды было свое название и предназначение. Например, шубу в зависимости от ее вида можно было обозначить тремя разными словами: тон - шуба, у которой мех внутри, нагольная, с кожаным верхом; ішік - шуба, у которой мех сверху; күпі - с верхом из ткани. У күпі подклад мог быть не меховым, а из верблюжьей или овечьей шерсти. Нюансов было множество. Неподобающий наряд мог стать страшным оскорблением.

Сейчас казахская одежда понемногу снова ходит в моду - на улицах все чаще можно увидеть девушек в традиционных такия и оформленных на современный лад камзолах, с волосами, украшенными шашбау и шолпами. На кыз узату все чаще мелькают классические платья в национальном стиле и саукеле. Многие знаменитости устраивают тематические фотосессии.

А чапан и вовсе стал фирмменым знаком Казахстана, который начинают узнавать по всему миру.