Самолет выполнял рейс №760 по маршруту Кокшетау – Алматы. Катастрофа произошла в момент захода самолета на посадку, на борту которого находились пять членов экипажа и 16 пассажиров. Выживших обнаружено не было.
После авиакатастрофы было много спекуляций на тему, что у авиакомпании SCAT упал пассажиропоток, между тем какой-либо статистики озвучено не было – как фактов снижения, так и фактов сохранения показателей, что довольно странно, если у авиакомпании дела в порядке. Однако тот факт, что SCAT делает перед отпускным сезоном ренейминг чартерного направления, косвенно может указывать на то, что все-таки трагедия негативно сказалась на перевозчике.
Согласно официальной информации, такое решение было принято для повышения эффективности управления и качества сервиса. «Sunday Airlines – это современный подход к сервису в сфере чартерных авиаперевозок, основная цель которого – найти совершенно новый подход к клиентам и обеспечить комфортабельные перелеты, соответствующие международным стандартам сервиса», – отмечается в сообщении авиакомпании, растиражированного в СМИ. При этом более веских причин обозначено не было. В связи с этим мы попытались выяснить у авиаперевозчика, отправив ряд вопросов, чем же действительно обосновано данное решение. В авиакомпании, в которую мы обращались дважды с запросом, не стали пояснять решение руководства выделить чартерные перевозки в отдельную структуру и раскрывать детали.
Тем более что после этой трагедии компанию сопровождал еще ряд инцидентов с их воздушными суднами. Поэтому вполне логично предположить, что создание дополнительного бренда позволит убрать возникший негатив.
Если причина нового названия и в самом деле заключается в снижении количества пассажиров, то это выглядит довольно цинично, ведь самолеты остаются прежними, никакой информации о том, каким образом будет повышен сервис или будут улучшены показатели технической безопасности, нет. И это на фоне того, что результатов следствия до сих пор нет. При этом причины крушения самолета CRJ-200 будут выявлять специалисты из США и Канады.
Хотя эта практика в глазах обычного потребителя выглядит циничной, SCAT было с кого брать пример. В связи с этим стоит вспомнить практику российской авиакомпании «Сибирь», которая сегодня всем известна под ярко-зеленой раскраской своих лайнеров и красно-белым логотипом S7 Airlines. В начале 2006 года она провела ребрендинг и с
15 марта начала работать под новым товарным знаком S7 Airlines. Тогда руководство «Сибири» свое решение провести ребрендинг объяснило расширением бизнеса и ростом капитализации, желанием забрать долю рынка у «Аэрофлота» и агрессивно выйти на международные рынки. В итоге ребрендинга авиакомпания ожидала получить сильное интернациональное имя, понятное как россиянам, так и иностранцам. В проект ребрендинга было вложено около $5 млн.
Однако в самый разгар кампании по ребрендингу в июле 2006 года произошла катастрофа А310 в Иркутске, что нанесло ощутимый удар по ней. Тогда российские эксперты по пиару обратили внимание на то, что пресс-служба авиакомпании во всех своих сообщениях очень четко фокусирует информацию на старом имени «Сибирь», в результате в новостных репортажах в основном упоминается именно «Сибирь». Между тем справедливости ради надо сказать о том, что у «Сибири» 4 октября 2001 года над Черным морем ракетой был ошибочно сбит Ту-154М, а 24 августа 2004 года разбились сразу два самолета – Ту-134 и Ту-154. Только спустя два года после этих трагических событий авиакомпания стала проводить ребрендинг, что вполне обоснованно.
В случае с авиакомпанией «Сибирь» был проведен полноценный ребрендинг, тогда как SCAT выводит на рынок дополнительный бренд. Поэтому какой будет эффект, покажет время.
Но это станет возможно, по мнению Ерлана Аскарбекова, вице-президента Клуба PR-шы, если под структурой понимается отдельное юридическое лицо и в нем будет свой самостоятельный менеджмент, «заточенный» на особо качественный сервис, имеющий правильные методы и ресурсы. «Если же речь только о суббренде, то сервис и управление будут такими же, как во всей компании SCAT», – подчеркнул он.
На этом фоне интересной становится цена вопроса, для которого, как указано в сообщении SCAT, «были привлечены специалисты из таких сфер, как маркетинг, нейминг, дизайн, сервис, психология восприятия и так далее». По мнению Ерлана Аскарбекова, в данном случае стоимость составит около $0,3–0,5 млн, поскольку «любой бренд на любом рынке может быть как выгодной инвестицией, так и убытками, и все зависит от двух факторов: от самого сервиса/продукта и эффективности маркетинга».
Между тем после трагедии со стороны авиакомпании отмечаются попытки пиара, чего не было замечено в период до катастрофы. В частности, на Youtube выложен ролик, в котором парень признается в любви своей девушке. Как сообщили представители авиакомпании SCAT одному из региональных изданий, пассажир, сделавший предложение, заранее договорился с сотрудниками авиакомпании. Экипаж был в курсе, но для пассажиров это было сюрпризом. Так авиакомпания получила неплохой кавередж в интернет-медиа, в ролике очень четко фиксируют камеру на логотипах SCAT. Вместе с тем SCAT наравне с АО «Эйр Астана» стал участником акции, в рамках которой ветеранам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, предоставляется 100%-ная скидка на авиаперелеты по РК и в города стран СНГ. Однако SCAT ко всему прочему предложил 50%-ную скидку от стоимости билета для одного сопровождающего ветерана, что опять же не случайно и наталкивает на определенные выводы.
Справка. АО «Авиакомпания SCAT» было основано в июне 1997 года, базируется в международном аэропорту Шымкента, осуществляет регулярные и чартерные рейсы в города Казахстана и соседние страны. С момента катастрофы компания расширила свою маршрутную сеть и объявила об открытии рейсов по новым направлениям: Урджар – Алматы, Усть-Каменогорск – Кокшетау, Усть-Каменогорск – Москва, Усть-Каменогорск – Алматы.
Источник: Марите Любинайте, Forbes - Казахстан