Как вы относитесь к идее запретить доллар в Казахстане?

– К идее запрета доллара я не стал бы относиться с легкостью. На первый взгляд видны плюсы – тенге перестал бы зависеть от других валют, и население и банки в этом случае не стали бы влиять на девальвацию или ревальвацию нацвалюты. Но в плане макроэкономики это невозможно. Расчеты при экспорте и импорте производятся в долларах. И уже по этой причине перейти полностью на нацвалюту не очень реально. Можно допустить ситуацию, при которой будет введен запрет на продажу и покупку инвалют для населения. Но здесь мы опять сталкиваемся с нашей действительностью. Где людям брать российские рубли, доллары или евро при выезде за границу? Так что идея эта представляется мне малореальной.

Алексей, 29 лет, водитель:

– Это очень хорошая идея. Сейчас народ просыпается и смотрит на обменники, хотя в кармане ни гроша нет, как будто от курса доллара у него денег прибавится. Если обменники закрыть и запретить иностранные валюты, социальная напряженность спадет. Люди не будут отвлекаться на ненужные волнения.

Тимур САЙФУЛЛИН, второй секретарь Карагандинского обкома КНПК:

– Я считаю абсурдным, что в Казахстане расплачиваются валютой других стран. У нас есть собственные деньги, и только они должны быть в ходу. При расчете с другими странами можно пользоваться валютой, а внутри страны должен остаться только тенге. Те же, кто выезжает за рубеж, могут открыть пластиковую карту с конвертацией валюты. Это очень удобно: не надо ничего менять, а, приезжая в какую-либо страну, просто снимать в банкоматах деньги.

Валентина МАХОТИНА, общественный деятель:

– Я отношусь к такой идее категорически отрицательно. Такая реформа никоим образом не исправит ту экономическую ситуацию, в какой находится наше государство. После инфляции, девальвации это может привести еще и к тотальной слежке за сбережениями граждан Казахстана, которые те, потеряв доверие к государству, хранят в банке, но не второго уровня, а стеклянной.

Галия СКАКОВА, индивидуальный предприниматель:

– Более глупой идеи я давно не слышала. Ну представьте: ко мне в ближайшее время собираются приехать друзья из Канады. Раньше они могли сойти с трапа самолета и сразу же в обменнике поменять небольшую сумму на тенге на такси или купить бутылку воды. Но если обменники закроют, то гость нашей страны будет лишен элементарного. А главное: я не понимаю, почему государство может позволить себе игры с валютой, а те, кто содержит страну за счет налогов, должны быть лишены такой возможности?

Николай ИСАЕВ, вице-президент Семипалатинской ассоциации некоммерческих организаций:

– Экономике это не принесет никакой пользы. Люди как меняли деньги, так и будут это делать. Официальный запрет приведет к черному рынку. Единственное решение, которое я вижу: правительство должно работать над укреплением тенге. Тогда казахстанцы не будут вкладывать свои сбережения в доллары или евро. А вот методику обмена валюты нужно упорядочить. Пунктов обмена много. В микрорайоне, где я живу, на расстоянии 50 метров расположено четыре обменника. В некоторых странах СНГ введены более строгие ограничения, и обмен валюты не является таким обыденным и повсеместным, как покупка буханки хлеба. И, я думаю, у нас должно быть точно так же.

Геннадий ЗАВЬЯЛОВ, экс-директор Зыряновского горно-обогатительного комплекса:

– Продажа валюты в обменниках – это спекулятивный бизнес, который опутал финансовую систему до самого Нацбанка. Во время девальвации спекулянты за несколько дней могли стать миллионерами. Пользы экономике от этого никакой, только вред. Обменники не нужны. В Казахстане внутренний рынок с валютой не связан, все расчеты должны быть в тенге. А если кому-то нужна валюта – пусть идет в банк и конвертирует нужную по курсу Нацбанка.

Владимир РЕЗАНОВ, президент Восточно-Казахстанской ассоциации лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности:

– В командировке в Алтайском крае я на себе испытал, что такое отсутствие обменников. Вечером, когда банки закрыты, невозможно купить рубли, то есть невозможно заправить машину, поужинать, снять номер… В желании закрыть свободное хождение валюты и обменники я вижу ущемление интересов простых граждан. Не надо забывать: запреты всегда порождают теневой бизнес, торговля валютой может уйти в тень.

Александр ШПИГОЦКИЙ, правозащитник:

– Давно надо было запретить хождение доллара и евро. Это ничем не подкрепленные деньги – фантики. Мы сами раздули их значимость. Парадокс: петропавловцы назначают цену на недвижимость, машины в долларах, а юридически сделки совершают в тенге. Скачки цен на валюту постоянно приводят к проблемным ситуациям в сделках, люди идут в суды, загружают судебную систему, тратят нервы. Уверен, без доллара наша жизнь никак не изменится.

Алия БЕККУЖИЕВА, председатель союза предпринимателей и работодателей Атырауской области:

– Не надо бросаться из крайности в крайность. Полностью отказаться от долларов не получится. Нам, производителям, нужно развивать свой бизнес с учетом новых технологий, инноваций, использовать науку, иначе мы и дальше будем закупать товары и оборудование за рубежом.

Еркин САРСЕМБАЕВ, бывший сотрудник КНБ:

 – Считаю, что запрет серьезно укрепит национальную валюту и даст ей возможность быть конкурентоспособной на мировом рынке валют. В то же время, как прагматик, могу сказать, что такой ситуации в принципе не может быть, так как любой запрет хождения и использования инвалют не будет допущен многими структурами, в частности коммерческими, и чиновниками. Уход от использования инвалют отрежет пути поступления черного нала в коммерцию и в нелегальные доходы чиновников. Соответственно это скажется на доходах всех структур и персон, имеющих возможность работать с иностранцами.

Айгуль КЕНЕСАРИНА, директор одной из фирм Кызылорды:

– К запрету хождения иностранной валюты отношусь отрицательно. В СССР всё было в рублях, нуждающееся в долларах население покупало их у валютчиков, закон последних наказывал, но те все же существовали. Зачем возвращаться в прошлое? А обменники, как вид предпринимательства  имеют право на жизнь.

Асель НУРЖАНОВА, жительница Актобе:

– Мне все равно. У меня, к сожалению или к счастью, нет накоплений ни в тенге, ни в долларах, так что лично мне беспокоиться не о чем (улыбается).

Я считаю, что смысла закрывать обменные пункты нет. Во-первых, останутся банки второго уровня. Как раз они и заработали на девальвации и росте доллара бешеные деньги. Во-вторых, снова появятся валютчики. Какая разница?

Юрий АРТЮКОВ, оценщик:

– Давно напрашивается эта мера. Экономике тяжело выдержать двойную денежную систему, ведь никто не знает, сколько у нас ходит долларов. Избавление от них – это наша независимость. Мы суверенное государство или нет? Богатые казахстанцы средства хранят в долларах! И они лежат в западных банках! Криминал у нас и в России основан на долларах – на них наркотики покупаются и взятки даются. В России тоже начинают говорить доллару: “Хватит!”. Если Россия откажется от хождения доллара, то что делать нам, находящимся в одном экономическом пространстве?

По сообщениям корреспондентов "Каравана"