28 декабря Нурсултан НАЗАРБАЕВ подписал закон, предполагающий регулирование цен на все лекарства. Нормативно-правовой акт предусматривает и другие новшества, например, введение этических норм продвижения медпрепаратов. Теперь будет устанавливаться предельная цена для оптовой и розничной продажи.
– Позволит ли введение нового закона более тщательно регулировать качество лекарственных препаратов?
– Предполагается, что производители зарегистрируют все цены,– поясняет руководитель департамента комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности по Актюбинской области Ринат КУБАТАЕВ. – И если мы видим, что цена нереальная, то можем предположить, что это подделка, контрабанда или фальсификат. Теперь будет определенный порог, и если цена намного ниже его, то это уже будет поводом заинтересоваться лекарством.
– Министр здравоохранения говорил в одном из интервью, что врачи теперь будут выписывать рецепты по новому формату: в них не будет указываться конкретный препарат, а лишь химический состав. Что имеется в виду?
– Рецепт будет выписываться по международному непатентованному названию (МНН). Поэтому можно будет выбрать любой препарат из аналогов, которые имеются в аптеке. Из всех реализуемых в республике препаратов 72 процента являются рецептурными. Сейчас вводится система электронного выписывания рецептов. Бесплатные лекарства давно выпускаются по этой системе. В этом случае ошибки врача не произойдет. Можно зайти и определить, когда и сколько получил пациент медикаментов.
– В разных аптеках на одно и то же лекарство бывает существенная разница в цене, иногда до 500 тенге. Новый закон поможет навести порядок с ценами?
– Да, такие факты есть. Например, актовегин в Алматы стоит 2 572 тенге, в Астане – 3 225. Такие скачки цен бывают и в одном городе, даже в рядом стоящих аптеках. Вообще, разница в ценах – один из самых частых вопросов, которые нам задают жители. Люди жалуются, что купили препарат по одной цене, а рядом в аптеке дешевле. Хотят сдать, но у них не принимают товар обратно. Что не принимают – это правильно. Лекарства возврату и обмену не подлежат. Это делается в целях безопасности. Когда будут регулируемые цены, этой проблемы не будет. Дело в том, что ниже предельной цены стоимость устанавливать можно, а выше – нельзя. И цены будут определяться в рамках этих предельных ограничений. Для оптовиков будет одна шкала, для розницы – другая, для производителей – третья. Как “Национальный центр экспертизы лекарственных средств” делает жизнь больных дороже
– Не исчезнут ли с рынка препараты, которые будет невыгодно закупать, если не поставить высокие цены?
– Регулирование преследует цель исключить необоснованные накрутки и баснословные цены. Допустим, юридическое лицо закупает препарат, которого ни у кого нет. Получается, может поставить любую накрутку: и 200, и 300 процентов. Но выхода нет, люди будут покупать препарат. Вот такого беспредела теперь не будет.
Есть пороговая максимальная цена. Два раза в год она будет меняться. Это делается для того, чтобы учитывать курс валют, может иметь место девальвация. Для этого вносятся корректировки.
Иначе с рынка действительно могут исчезнуть некоторые лекарства. Возможны ситуации, что станет просто невыгодно их возить. Дистрибьюторы не будут закупать, розница тоже, ведь за повышение цен предусмотрены штрафные санкции. Именно поэтому два раза в год пороговые цены будут меняться. Если курс валюты упадет, то и цена будет меняться в сторону уменьшения.
– Что делается, чтобы исключить лоббирование врачами интересов фармкомпаний?
– У нас более 7 тысяч официально зарегистрированных препаратов, и каждая компания желает продвинуть свою продукцию. Новый закон предусматривает этическое продвижение товара. В чем оно выражается? Медпредставитель теперь не станет беспокоить врачей, рекламировать, раздавать халаты и ручки, не будет возможности договариваться.
Чтобы таких соблазнов не было, представителю фармкомпании вообще запрещено заходить к врачу, отвлекать его во время приема пациентов.
Проводить лекции и разъяснять преимущества своих препаратов разрешается только на специальных конференциях и семинарах, где собираются медики. В каждом лечебном учреждении должно быть ответственное лицо – клинический фармаколог, который помимо других обязанностей будет следить за этим. Иначе создается ситуация, когда медпредставители приходят и просят назначать пациентам свои препараты за какие-то презенты.
И люди зачастую ищут по всем аптекам именно это лекарство, хотя можно применить аналог, о чем врач не говорит. Врач из Казахстана рассказал всю правду об антибиотиках
Запрет в отношении посещений медпредставителями врачей будет в виде приказа. Если возникнут жалобы на нарушения и они подтвердятся, то за это предусмотрена ответственность, как за нарушение норм этического продвижения лекарственных средств.
– А как быть с аптекарями? Они тоже могут специально продвигать более дорогостоящие препараты определенных компаний...
– Фармацевт обязан предложить аналоги. Если он продвигает в своих интересах дорогостоящие препараты, это неправильно. Он должен объяснить, что есть другие препараты, у которых одно и то же действие, несмотря на разницу в цене.
Если вам предлагают только дорогостоящий препарат, то можно поинтересоваться, почему не предлагают аналоги.
Можно обратиться к нам с жалобой. При проверке факта мы выдаем предписание, и аптека попадает в перечень объектов, которые проверяются в дальнейшем уже в плановом порядке. Это не в интересах фармацевтов.
Актобе