Как восстановить документы, вырвавшись из рабства

И, даже если удается потом вырваться из плена, отсутствие удостоверяющих личность бумаг продолжает делать его крайне уязвимым. Без паспорта он, по сути дела, никто, и свое существование еще должен доказать.

Как это грамотно сделать, знает не каждый. И уж тем более не у каждого попавшего в серьезный переплет человека есть деньги, чтобы нанять юриста. Многие думают, что ситуация тупиковая, помощи ждать неоткуда. Но не все так запущено.

Если уж припекло…

В Кызылорде уже второй год реализует государственный социальный заказ “По предоставлению специальных социальных услуг жертвам торговли людьми” “Общество женщин – малых предпринимателей”. Как рассказала его руководитель Салтанат СЫЗДЫКОВА, сотрудники общественного объединения помогают жертвам торговли людьми и в документировании.

– В нашем приюте созданы необходимые условия для помощи таким людям, – пояснила Сыздыкова. – Прежде всего, есть для них кров и питание, это предоставляется в первую очередь, и далее нашими подопечными занимаются психологи, юристы, медицинские и социальные работники. Конечно, работа по восстановлению документов, удостоверяющих личность, непростая, тем более что обращающиеся к нам могут оказаться не гражданами Казахстана, а также взрослыми лица, по тем или иным причинам никогда не получавшими удостоверение личности.

Помогает миграционная и административная полиция, идет переписка с инстанциями, разыскиваются родные жертв торговли людьми.

Что отмечают сотрудники, каждый день общающиеся с бывшими пленниками трудовых или сексуальных эксплуататоров, очень часто сложившаяся с их подопечными ситуация спровоцирована халатностью их самих.

Никогда не было паспорта?

– К нам, например, обратилась женщина тридцати лет, у которой еще никогда не было удостоверения личности, – рассказала Салтанат Сыздыкова. – Это породило массу проблем. Представьте, что у взрослого здорового человека из-за отсутствия личных документов нет прописки, социальных льгот, возможности трудоустроиться, учиться профессии, перемещаться на поезде и самолете, официально вступить в брак, обратиться в суд. Да много чего еще в нашей жизни можно лишиться, не имея их.

Судьба у женщины без паспорта непростая. Сельская жительница, она рано осиротела, осталась на попечении многочисленных братьев и сестер, которые времени воспитывать Назым, назовем ее так, особо не имели, устраивали свои судьбы, строили самостоятельные семьи.

И пошла она по кривой дорожке, которая привела к ранней беременности.

– По словам самой Назым, ее ребенка родственники решили отдать на усыновление, из-за этого случился конфликт, и девушка, тогда еще подросток, уехала в город, – рассказала Сыздыкова. – Здесь, как это часто водится с предоставленными самим себе девушками, попала в сексуальную эксплуатацию, выбрав момент, через какое-то время сбежала вместе с подругой.

Подрабатывая чем придется, они путешествовали по всей стране, пока однажды подруга Назым не встретила мужчину, который ее полюбил.

Окончившаяся счастливо история подруги (муж – дом – дети) заставила Назым вернуться в Кызылорду, но в родном регионе она просто не знала, куда пойти. Документов нет, жить негде, с родными мириться не хочется, тупик, в общем, полный. «Они сказали мне, что я буду работать проституткой»: жуткие истории сексуального рабства

– Надеемся, что, получив нашу помощь и сделав наконец документы, удостоверяющие личность, женщина переступит через черту неудач и будет официально работать, строить планы, жить, как все люди, может все-таки сдружится с братьями и сестрами, – говорит руководитель общественного объединения.

Совсем непростые мужчины

И если женщины готовы плакаться в жилетку, рассказывать о себе подробности, помочь юристам хотя бы тем, что назовут ближайших родственников и давние места проживания, чтобы было за что зацепиться, переписываясь с инстанциями и делая запросы, то с мужчинами работать гораздо сложнее.

– Они, даже попав в ужаснейшую ситуацию, не хотят самим себе, не то что нам, признаваться в том, что стали жертвами торговли людьми, – рассказывает Салтанат Сыздыкова. – Порой они даже готовы отказаться от нашей помощи, лишь бы не афишировать некоторые события из своей жизни.

Пресловутый шаблон, распространенный в обществе, – “мужчина должен быть сильным и самостоятельным” – здесь мешает.

Яков (имя по просьбе героя истории изменено. – Авт.) потерял свои документы еще в 2006 году. Даже не помнит или не признается, при каких обстоятельствах.

И до этого момента, когда он стал лицом, личность которого не удостоверена, и после жизнь помотала его так, что не позавидуешь.

Воспитывался в детском доме, в самой глубинке России. Попал в дурную компанию, нахватался блатной романтики. Попал в тюрьму сам, отсидел.

В Кызылорду, и уже давно, попал случайно, колесил, будучи бесприютным, от города к городу. Здесь признакомился с людьми, подрабатывал, как это говорится, шабашил. Пока был на руках паспорт, работодатели еще относились к Якову посредственно, давали заработать, платили оговоренное – и выставляли.

Как потерял документы – ситуация изменилась, практически каждый, кто давал подработать, старался не заплатить сполна или ограничиться кровом и едой. В общем, бессовестно эксплуатировали живого человека.

Яков рассказал сотрудникам НПО, которые взялись ему помочь, что мысль восстановить документы посещала его и раньше, но нужны были деньги, их не было. Нужен был совет опытного юриста, с чего начать, как все сделать, куда писать запросы. Решился все-таки двигаться, хотя не было ни малейших представлений, в каком направлении, Яков после того, как встретил женщину, с которой стал жить. Жуткие откровения иностранца, проведшего в трудовом рабстве в Казахстане 11 лет

Из Кызылорды перебрался в аул, сложилась у него и его подруги семья. Только и эту вполне счастливую связь не оформить – брак “беспаспортного” госорганы не зарегистрируют.

Добрые люди дали совет пойти в “Общество женщин – малых предпринимателей”. Там юристы оформили уйму запросов по его поводу. Документы новые сделать не так-то просто.

– Что интересно, благодаря той переписке нашлись у нашего подопечного в России сестры, – рассказала Салтанат Сыздыкова. – Он, оказывается, из большой семьи, их было десять детей у родителей. Мы очень надеемся, что нашу помощь мужчина оценит и жить далее будет достойно.

КЫЗЫЛОРДА