Как визит Токаева в Ашхабад может по-новому открыть казахстанцам Туркменистан

После распада Советского Союза мировое сообщество буквально открыло для себя доселе неизвестную новую страну. Оказалось,  у Туркменистана есть невероятно древняя история и довольно хорошо сохранившиеся до наших дней уникальные памятники архитектуры минувших веков. К тому же выяснилось, что чуть ли не всей территории страны есть богатейшие месторождения природного газа.

Не только жители бывших союзных республик, но и граждане так называемого дальнего зарубежья буквально ринулись познавать ранее не попадавшую в их поле зрения цивилизацию. Упоминающийся в сказках «Тысяча и одна ночь» древнейший город Мерв, столица легендарного Государства Хорезмшахов – Гургандж, царская крепость парфянских династий Ниса, «врата ада» в местности Дарваза – желающих увидеть их отбоя не было. Пик интереса к Туркменистану пришелся на период 1997-1998 годов, когда эту небольшую страну посетили соответственно 332 000 – 380 000 тысяч туристов. На тот момент аналогичные показатели были разве что у только начавшего развивать свою туристическую инфраструктуру Узбекистана.

Но случился 1999 год. Что тогда произошло вокруг Туркменистана до сих пор неизвестно. Страна неожиданно резко стала закрытой. Туркменистан фактически самоизолировался от внешнего мира. Официальный Ашхабад моментально ужесточил свою визовую политику и ввел многочисленные ограничения на въезд в страну для всех без исключения зарубежных граждан. Был отменен и действовавший с 1992 года безвизовый въезд и для граждан бывших союзных республик.

Требование получения визы для поездки в Туркменистан, в том числе и для граждан Казахстана, как и иные всевозможные запреты, наблюдаются и в настоящий момент. К примеру, долететь из Алматы или Астаны до Ашхабада фактически можно только через Москву, Стамбул, Дубай, Дели или Сиань. Есть еще варианты через Франкфурт, Лондон, Милан или Бангкок, Пекин и Хошимин. Но и без них лететь через Москву со Стамбулом, как поговаривают в Астане, также весело как добираться от Дворца Независимости до «Пирамиды» через Косши. Причем за такое вынужденное путешествие (если визу одобрят) придется еще и заплатить «кусачий» минимум в размере от 530 тысяч тенге. Очевидно, что при таких обстоятельствах говорить о поступательном развитии казахстанско-туркменских отношений особо не приходится.

Впрочем, интересно то, что в самом Туркменистане также понимают назревшую необходимость решить существующую проблему. Во многом это связано с начавшимися в центральноазиатском регионе интеграционными процессами, к которым присоединился официальный Ашхабад. Это видно хотя бы по участию и президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова, и председателя Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедова, как в мероприятиях общерегионального характера, так и в рамках ставшего популярным на международном уровне формата С5+1. Правда, пока у официального Ашхабада получалось далеко не все задуманное.

К примеру, на прошедшем еще в мае 2023 года экономическом форуме в Алматы «Центральная Азия – Европа» один из представителей официальной туркменской делегации рассказал, что он из Ашхабада в Алматы вынужден был лететь через Стамбул, хотя рассчитывал воспользоваться первым прямым рейсом «Туркменских авиалиний». А не получилось это сделать, поскольку туркменская авиакомпания отменила рейс на Алматы из-за нерентабельности, поскольку было продано всего лишь пять билетов.

Впрочем, в отношении дистанцировавшейся страны с другими государствами региона вмешивается не только экономика, но политика. Для поездки в Казахстан гражданам Туркменистана тоже надо получать визы в консульском отделе казахстанского посольства.

«Желающих приехать в Казахстан в Туркменистане много. Нашей стране есть, что предложить казахской стороне, как и у Казахстана немало товарных позиций, которые интересуют Туркменистан. Проблемы в длительности процедуры получения виз и в существующих у нас правилах приобретения авиабилетов за 14 дней до вылета. И мы надеемся, что в обозримом будущем Казахстан и Туркменистан найдут пути их решения», - заметил представитель экономического блока официальной туркменской делегации в мае 2023 года, попросив публично не называть его имя.

И вот «обозримое будущее» наступило 10 октября 2024 года, когда в Туркменистан с официальным визитом прибыл президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. По его итогам был подписан и ряд межправительственных документов, в которых как раз и проглядываются тем самые пути решения, о которых шла речь в прошлогодней алматинской беседе. Речь идет о следующих достигнутых и подписанных договоренностях:

Очевидно, что каждый из этих документов, а всего их было подписано два десятка, предусматривает если не отмену визового режима между нашими дружественными странами, то хотя бы значительное его послабление. И если такое действительно произойдет, то очень скоро каждый житель Казахстана сможет не только вживую увидеть открытый в Ашхабаде памятник Абаю, но посетить Древний Мерв, Гургандж, Нису и еще много других удивительных мест Туркменистана.

Нельзя исключать и проявления интереса со стороны казахстанцев к туркменскому курорту «Аваза» на Каспии, которым местные жители страшно гордятся, уверяя, что он ничуть не хуже турецких аналогов. Наконец, на прилавках гипермаркетов Казахстана появятся больше товаров с маркировкой «Made in Turkmenistan», а в магазинах Ашхабада, Аркадага, Туркменбаши, Мары и других туркменских городов продукция казахстанских производителей.    

В заключение еще один любопытный факт. Завершившийся официальный визит президента Токаева в Туркменистан был вторым по счету в истории взаимоотношений между нашими странами. Первый официальный визит в соседнюю страну совершил Нурсултан Назарбаев. И произошло это в декабре 2014 года, то есть почти десять лет назад. А с того времени мир изменился до неузнаваемости, что собственно мы и увидели на примере встреч Токаева с первыми лицами туркменского государства. И если до сих пор мало что было известно о Туркменистане, то теперь если судить по вброшенным в соцсети красочным видео и ярким фотографии, по крайней мере, становится очевидным, что Туркменистан вполне себе развивающееся государство с широкими перспективами.   

Автор: Редактор