Как в степи Казахстана приходил Антихрист: о каких людях со сверхспособностями ходят легенды

Боевой маг из Устюрта

Самый известный чудотворец в наших степях - это Бекет-Ата. Мечеть, которую он вырубил в скалах, привлекает в Мангыстау паломников со всего мира. Считается. что даже после смерти Бекет-Ата может творить чудеса. Годы жизни религиозного деятеля хорошо известны. Он родился в 1750-м, а умер в 1813-м. Тогда архивы в наших степях уже велись, а офицеры из укрепления Форт-Александровский не только собирали все новости края, но и документировали их.

Вот только в историях о Бекет-Ата всегда стояла пометка, что это легенда.

В самом деле очень трудно поверить, что в безлюдных скалах живёт старец, который умеет ходить по воде, предсказывает будущее, может сделать так, чтобы душа покинула тела и побывала в далёких краях. Самая фантастическая история про Беккет-Ата: будто, когда на аул напали враги, богослов обернулся белым лебедем и вызвал сильный ураган, от чего неприятель был полностью деморализован.

Однако, если хорошо изучить биографию религиозного деятеля, то история не кажется такой невероятной.

Бекет-Ата был суфием. У этого мистического ордена существует много ответвлений, и адептов учения можно сравнить с индийскими йогам. Суфии не только штудировали священные книги, но и занимались совершенствованием души и тела, причём нередко использовали и восточные духовные практики. В Индии к тому времени было уже немало йогов, овладевших искусством коллективного гипноза.

Подземная мечеть Бекет-ата в Мангыстау. Именно на этом месте происходило большинство чудес

Что и не снилось нашим мудрецам

Другими словами, при некотором усердии и способностях можно было научиться вызывать видения у большой группы людей. Ещё лет 40 назад в СССР эти навыки активно использовали эстрадные гипнотизеры. Им не составляло труда внушить сотням зрителей, будто они находятся не в зрительном зале ДК, а на морском побережье или в зимнем лесу.

250 лет назад люди были более суеверны, а следовательно, более внушаемы. Таких нетрудно ввести в транс и убедить, что их атакует гигантский лебедь. Так же можно внушить картину, будто старец ходит по воде или летает, а уж исцеление с помощью гипноза в некоторых случаях эффективно и сейчас.

Обманом такое считать нельзя.

В отличие от современных гипнотизеров адепт мистических практик сам верил, будто ходит по воде, вызывает бурю или превращается в лебедя.

Путешествие же души по неведомым местам не особенно отличается от видений, которые возникают при медитации. Интернета тогда не было, и проверить слова богослова никто не мог. Впрочем, иногда видения чудесным образом совпадали с реальностью. Например, Бекет-Ата с точностью описал караван, который прибыл в эти места только через несколько дней. Возможности человеческого подсознания до сих пор не изучены. Даже в ХХI веке наука не в силах объяснить чудеса, на которые способны адепты духовных практик.

Степной Нострадамус

В 1675 году на территории нынешней Актюбинской области родился акын Монке би. Его по праву можно назвать казахским Нострадамусом. Свои пророчества Монке би облекал в стихотворную форму. Если Нострадамус в катренах пророчествовал намёками, то Монке би говорил очень конкретно. Так он предсказал, что наступят времена, когда бумажки станут цениться больше серебра и золота. Бумажные купюры, в том виде, в котором мы используем их сейчас, появились в 1871 году, а окончательно заменили они серебряные и золотые монеты только в 1933-м. Ещё Монке би предсказал, что лечиться люди будут, глотая белые пуговицы. Таблетки были запатентованы в 1843 году, а широкое распространение они получили только во время Второй мировой, когда надо было собрать солдатскую аптечку. До этого лекарства обычно  продавались в порошках. Не обошёл Монке би и экологические проблемы. Он говорил, что воду будущего и собаки пить побрезговали бы, и самое любопытное - что Аральское море пересохнет. Акын жил рядом с Аралом, отсюда и такая конкретика. Пел он и том, что женщины потеряют стыд и станут отдаваться мужчинам без брака. До сексуальной революции оставалось как минимум 200 лет.

Акына Монке-би можно по праву назвать казахским Нострадамусом

Как и в случаях с другими пророками, можно сказать, что все дело в количестве предсказаний.

Творил Монке би не меньше 30 лет, почти каждый день выдавая по десятку новых пророчеств. Если подсчитать, что из сотен сбылось только четыре, то это уже не кажется таким впечатляющим.

Кроме того, Актюбинская область находилась на Великом Шелковом пути, куда приходили караванщики из разных стран. У китайских купцов с 812 года в ходу были вексели, и жителей аула могло удивить, что невзрачный кусок рисовой бумаги можно выменять на горы товара. Египтяне ещё 3 500 лет назад сворачивали целебные травы в шарик, который глотали при недуге, а Аральское море уже высыхало не раз. Например, такое случилось чуть больше чем за 100 лет до рождения Монке би. Так что старики могли это знать хотя бы по рассказам отцов и дедов.

Хобдинский терминатор

Но не все мистические личности казахских степей были смиренными мудрецами.

После Яицкого казачьего восстания 1772 года в августе 1775-го Екатерина II подписала указ о «полном забвении случившейся в Отечестве смуты». За 7 месяцев до этого на Болотной площади казнили Емельяна Пугачёва.

А уже в сентябре 1775-го по аулам, расположенным на территории нынешнего Хобдинского района, что в Актюбинской области, поползли слухи о чародее Куктемире. В буквальном переводе его имя означает «Железная спина». Настоящее имя не знает никто, а Железноспинным его прозвали в народе. Люди говорили, будто воинственный колдун родился со спиной из самой прочной стали, поэтому ни сабли, ни даже пули ему не страшны. Ещё известно, что принадлежал Куктемир к родам Табын и Тама, а эти роды славились боевым искусством.

 Легенды о чародее ходили просто фантастические. Говорили, что он умеет становиться невидимым. Голову чародея венчают рога, словно у викингов. Иногда это маленькие рожки, которых и не видно под густой копной волос, но в бою и в случае опасности рога становятся больше воловьих и настолько острыми, что способны пробить кольчугу.

Когда Куктемиру надо догнать врагов или скрыться от погони, он превращается в подобие кентавра, а его голос больше похож на рев быка.

Куктемира в Хобдинских степях люди встречали не раз, но видели его только дети, сумасшедшие, блаженные и прочие чудаки.

Хобда. Родина Куктемира. эти края всегда славились отважными батырами. Сейчас в их честь на кургане возвели мемориал

Садист-невидимка

Через них чародей передавал народу свои идеи и пророчества. В пророчествах он говорил, что род русских царей проклят и обречён на страшную гибель. Жестокая смерть ждёт даже детей, женщин и друзей монарха. Как мы помним из истории, это предсказание сбылось в точности через полтора века. Большевики жестоко казнили царскую семью, не пощадив дочерей Николая II и его больного сына, а потом и расправились с придворной знатью.

Тезисы же борьбы Куктемира очень напоминали идеи Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева, только немного адаптированные к нашим степям. Например, он требовал перерезать богатых баев и отдать их золото бедным семьям. Этакий степной Робин Гуд.

Пересказывать такую крамолу односельчанам было опасно, и «счастливчики», повстречавшие Куктемира, предпочитали помалкивать о встрече.

 Но чародей молчунов карал жестоко. В архивах имеется  свидетельство, как некая женщина из аула посреди дня стала кричать, будто к ней пришёл Куктемир наказать за то, что она не исполнила её волю. Потом несчастная  упала на землю и корчилась, будто ее избивал кто-то невидимый. При этом на теле женщины и правда появлялись кровоподтёки. Эту страшную картину наблюдало много людей.

Есть все основания предполагать, что Куктемир существовал на самом деле .Естественно, отращивать рога и превращаться в кентавра он не умел. Не исключено, что чародей обладал навыками гипноза. Даже со скромными возможностями к внушению нетрудно убедить суеверных жителей аулов в отросших рогах и пуленепробиваемой спине.

Бунт, мистический и беспощадный

Тем более, как мы видим по истории с женщиной, которую «избивал невидимка», Куктемир выбирал в качестве посредников людей с нестабильной психикой, склонных к истерическим и эпилептическим припадкам. Что касается синяков на теле несчастной, то этот феномен давно изучен. Например, во французском Лурде и в Иерусалиме накануне больших христианских праздников у некоторых паломников открываются раны в тем же местах, что у Христа. Впечатлительные и легковнушаемые люди настолько ярко представляют муки Мессии, что на теле появляются так называемые стигматы. То есть кровоточащие раны на кистях, ступнях, под ребром и полосы, будто бы от бича римских легионеров. Так что в появлении синяков от побоев «невидимки» нет ничего мистического. Куктемира, кроме сумасшедших, которым не очень-то и верили, в лицо никто не знал, поэтому ему не составляло труда зайти в аул под видом простого странника и рассказать небылицы про могущественного чародея. Стратегически этот ход был очень грамотным. Во-первых, у простого обывателя невидимый чародей вызывал больше авторитета и суеверного ужаса, чем просто политический лидер, вроде Емельяна. А во-вторых, офицеры российской империи не верили россказням о степном чудище, и следовательно, никто не собирал карательную экспедицию, как это было с другими бунтовщиками.

"Секретная Библия" для КГБ и политбюро: какие тайны она скрывала

Что касается идей о свержении монархии, то очень вероятно, что прежде Куктемир был знаком с Емельяном Пугачёвым и, скорее всего, сотрудничал. Об Хобды до Яика, то бишь нынешнего Уральска, всего 360 километров. От Пугачева Куктемир и нахватался идей.  

Посланник шайтана

В 1880 году не кто иной, как Николай Карамзин в «Истории государства Российского», описал мистическую историю появления в Приаралье инфернального Кара-Джигита.

«Черный малахай бараний на голове, гривою косматой по плечам треплется, черный халат, черная рубаха даже, черные чимбары, черен и конь под седлом, без пятна, без отметины. Лицо только бело у джигита, снега горного белее… Не носил джигит при себе никакого оружия, не по-нашему поступал обычаю: ни ножа у него на поясе не было, ни саадака за седлом со стрелами, ни клынча сбоку криво-лунного, ни копья гибкого, конским хвостом опушенного… Не было даже нагайки ременной в руке – да такому коню нагайка и не требовалась!»- пишет отец русской истории.

Чаще всего Кара-Джигита видели в Иргизе, там он поставил свою юрту, тоже чёрную, будто уголь. Но встречали люди странного всадника вплоть до Каракумских песков.

Там, где видели его, в семьи приходили несчастья. Причём бил Кара-Джигит по самому больному. Если гордился кто детьми или красавицами-дочерьми, то малыши сильно болели, а красота дев спадала и превращались они в старух за считанные недели. Если кто-то хвастал богатством или количством голов в табуне, то уже через пару дней начинался мор. Богачи, увидевшие Кара-Джигита, разорялись, славные воины теряли силу, а  охотники не могли добыть и суслика.

Многие батыры пытались одолеть посланника шайтана. Но ружья давали осечки, тетива на луке лопалась, сабли ломались. Бывало ещё хуже – стрела, пущенная в Кара-Джигита, меняла траекторию и попадала в товарища стрелка. Причём чаще всего от такого промаха погибал лучший друг, брат или отец лучника.

Как-то раз батыры всё-таки одолели Кара-Джигита, связали его, жестоко отхлестали камчами и привезли в аул. Так морок рассеялся и выяснилось, что так они надругались над пожилым и очень уважаемым аксакалом. От стыда несколько джигитов наложили на себя руки.

В легенду о Кара-Джигите трансформировались проповеди христианских миссионеров об Антихристе

Есть женщины в наших селеньях

От Кара-Джигита спасали только молитвы и  тумары, да и то не всегда .Более того, от них иногда становилось ещё хуже. Стоило пропустить намаз или запнуться в молитве, как приходил Кара-Джигит, и гнев его был страшен. Юрты сгорали дотла.

Откупиться от Кара-Джигита можно было золотом, но требовалось очень много. К богатствам злодей был равнодушен. Но если предложить ему лучшую красавицу аула, то потом Кара-Джигит какое-то время не вредил жителям.

Только цена за это спокойствие была слишком высока. Никто не знает, что вытворял Кара-Джигит с девушками по ночам, но утром они возвращались седыми и помутившимися в рассудке. Очень часто жертвы Кара-Джигита сводили счёты с жизнью в течение трёх дней. Но и остальные жили недолго. Они отказывались пить и есть и умирали от истощения.

Как и в любой легенде, нашелся герой, который одолел Кара-Джигита. Только это был не батыр в доспехах, а кроткая и очень набожная девушка. Никто за неё не ведал даже малейшего греха. Кара-Джигит выбрал её для потехи, но девушка не проронила не слезинки и сама пощла в юрту к злодею. Вернулась она утром, живая и здоровая, да ещё с трофеями, среди которых был и целый мешок золота.

Девушка рассказала, что всю дорогу читала молитвы, а войдя в юрту, смело взглянула Кара-Джигиту в глаза, продолжая молиться. Тот оцепенел и нечего не мог сделать. Красавица до смерти отхлестала маньяка камчой, тот не мог даже прикрыться. Потом  смелая девушка ещё отрезала ему голову маленьким ножиком.

У страха глаза велики

Эта история звучит как сказка, но это, скорее, детектив. Как и в любом детективе, надо искать, кому это выгодно.

Кара-Джигита видели в разных уголках Средней Азии, причем в одно и то же время. Так что, скорее всего, злодеев было несколько. Что может быть проще, чем закосплеить инфернального злодея. Напялить всё черное, нагуталинить коня и вломиться в аул. Запуганные страшными байками люди сами отдавали злодеям все требуемое и даже не пытались сопротивляться. С подобным мы встречались в лихие 90-е, когда народ так запугали кровожадными братками, что «челноки» и дальнобойщики, трясясь от страха, платили дань  любому гопнику, если тот приезжал на черном «бумере» и был одет в кожаный плащ, как в «Бригаде».

Легенды о посланнике шайтана были выгодны ешё и торговцами тумарами. Так во время коронавируса шарлатаны продавали всякую ерунду, спасающую от неизлечимой болезни.

Колыбельная шайтана, озеро смерти и долина странных миражей: какие природные аномалии можно встретить в Казахстане

Откуда пришли слухи, доподлинно известно. В 40-х годах XIX века по просторам Российской империи бродили христианские проповедники и говорили о грядущем конце света. По их словам, явным признаком последних времен стало явление Антихриста, которого уже якобы видели в соседней губернии. Чтобы проповедь больше впечатлила неграмотных крестьян, каждый миссионер добавлял свои подробности в описание Сына Погибели. Трансформации евангельского образа в простого на вид мужика Тришку подробно описал Иван Тургенев в рассказе «Бежин Луг» из цикла «Записки охотника».

За три десятилетия проповедники дошли и до Средней Азии, и тут уже Антихрист обрел азиатские черты и превратился в Кара-Джигита, а ещё 10 лет спустя история дошла до Карамзина, который записал её как легенду.

Сюжет же о хрупкой девушке, побеждающей воплощение чистого зла, существовал в наших степях ещё во времена зороастризма. Впрочем, подобные легенды есть практически у всех народов мира.