А началась она, если верить материалам уголовного дела, в 2014 году, когда у руля регионального зеленого движения стоял Кайрат Абдихалыков.
Руководитель Костанайского филиала штаба МТО “Жасыл ел”, ныне подсудимый, сам из бывших бойцов отряда. Того самого, который был создан 12 лет назад, чтобы убить двух зайцев разом: дать возможность казахстанской молодежи от 16 до 29 лет заработать и их трудом озеленить города и села. Под большую цель была написана программа. Ее утвердили. И летом 2005-го “Жасыл ел” начал победное шествие по стране. По тем временам помню: программа была очень популярна у старшеклассников, студентов, неработающих молодых людей. Да и сегодня это дело нужное, полезное и для страны, и для ее граждан. Вот только в Костанае репутация отряда теперь изрядно подмочена.
В 2012-м филиал возглавил 28-летний Абдихалыков. Бойкий, деловитый, предприимчивый. Настолько, что, считает следствие, через два года ему удалось создать успешную мошенническую схему, которая позволила увести у государства 16 миллионов тенге.
Схема классическая: в отряд набирались знакомые, родственники, знакомые знакомых, “мертвые души” из оказавшихся доступными банков данных. Они становились якобы бойцами, которые якобы выполняли работу. А вот деньги за мифический труд полагались вполне реальные.
Абдихалыков вину признал, правда, уточнил, что деньги со счетов не снимал и действовал... исключительно в интересах дела и из соображений патриотизма. Дескать, денег платили молодежи немного, и она, молодежь, особенно работать в отряде не стремилась. А недобор в отряд чреват был снижением квот и уменьшением денежного потока. Вот в филиале и “бодрили” движение как могли.
Сегодня параллельно с руководителем штаба судят и его подчиненную, бывшего офис-менеджера филиала “Жасыл ел” Анисью Ерёмину, а также предпринимателей Мейрама Касенова, Сайлау Илькеева, Ержана Кударова, Евгения Хоменко и Тимура Шарипова.
Предприниматели обвиняются в мошенничестве и подделке документов. Именно через их фирмы Абдихалыков “провел” около 1 000 фиктивных бойцов, чьи зарплаты были поделены между участниками схемы. Ерёмина признала, что писала заявления за мифических бойцов и отправляла их дела в республиканский штаб. На суде уверяет, что не по злому умыслу, а исключительно по воле начальника. Вину признала только по одному эпизоду. Это она придумала формально устроить на работу команду КВН одного из местных вузов. Они искали деньги на поездку в Сочи.
Договорились так: веселые и находчивые пишут заявление о приеме на работу, открывают лицевые счета в “Казпочте” и снимают деньги. “5 000 тенге из них идет нашему руководителю, а остальное они забирают себе, – уточнила Ерёмина. - При этом работать не нужно было”. В итоге 7 человек получили более двухсот тысяч.
Эпизод знаковый, но на деле в отряде велась куда более масштабная работа.
Предприниматели, роль которых заключалась в поставке отряду “Жасыл ел” “мертвых душ”, на суде валят вину друг на друга. Вину признает только Касенов, через ТОО которого в штаб поступили документы не менее чем на 700 фиктивных бойцов.
Судя по тому, как разворачиваются судебные процессы, мы узнаем еще немало пикантных деталей о том, как было организовано в регионе движение “Жасыл ел”. Сюрпризы ждут, видимо, и подсудимых. Во всяком случае, Абдихалыков уже дождался.
Перед началом судебного процесса он заключил с прокурором сделку о признании вины. Условия были такими: подсудимый возвращает все похищенное у государства, а ему за это 5 лет лишения свободы. Амнистия превращает срок в условный – и все довольны. Подсудимый избавляется от наручников, лишается навеки права административно-хозяйственной деятельности в госучреждениях. И живет дальше на свободе. Но судья решил иначе. Дело вернули в прокуратуру, поскольку условия сделки признаны слишком мягкими.
Костанай