Как в Казахстане будут сокращать бюрократов

Придумать рейтинг легкости ведения бизнеса в регионах, о котором говорил в последнем своем Послании Нурсултан НАЗАРБАЕВ, задача, по мнению экономистов, повышенной сложности. Страна у нас большая, и то, что “правильно”, скажем, для Шымкента, может показать “кривые” данные где-нибудь в Актау. Ну, например, количество создаваемых в области предприятий. Понятно, что в Шымкенте их больше, чем в Актау. Но разве в этом заслуга акимата и показатель того, что на юге бизнес выгоднее вести, чем на западе?

Поэтому специалисты Института экономических исследований, которым предстоит писать этот самый рейтинг, решили собрать за “круглым столом” экспертов.

– Безусловно, в новом рейтинге должны учитываться такие факторы, как финансовый и человеческий. Но еще, я считаю, особое внимание необходимо уделить регуляторной политике, реформам, проводимым в стране, и какой положительный эффект от этого для бизнеса. То есть если в стране будет создана достаточно позитивная регуляторная среда, то, естественно, и намерение населения заняться бизнесом будет более выраженным, – рассказала об основной концепции будущего рейтинга директор центра отраслевого анализа АО “Институт экономических исследований” Айжан ТУЛЕПБЕКОВА.

Справедливости ради – в Казахстане бизнес-среду оценивают ежегодно сразу несколько рейтингов, самые крупные из которых – “Деловой климат”, “Doing Business” и Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM). И если отечественный “Деловой климат” и международный “Doing Business” отмечают сокращение административных барьеров и улучшение бизнес-среды, то GEM фиксирует: несмотря на возросший интерес к бизнесу со стороны населения, предпринимателями становятся единицы – всего 2,5 процента от интересующихся.

По мнению ассоциированного профессора Высшей школы бизнеса Назарбаев Университета Дмитрия ХАНИНА, именно на том, чтобы как можно больше желающих о собственном деле воплощали мечту в жизнь, должны быть сосредоточены госорганы.

– Предприниматели часто ищут за рубежом идеи, которые можно скопировать у себя дома. Но в одиночку это делать достаточно сложно. Думаю, было бы хорошо создать некий банк данных таких идей на базе государства, чтобы начинающие бизнесмены им пользовались и претворяли те или иные задумки в жизнь, – предложил он.

А специалист по развитию частного и финансового сектора Всемирного банка “Doing Business” в Казахстане Ералы БЕКСУЛТАНОВ считает, что пора уже отказаться от практики оценки бизнес-среды через опросы предпринимателей. Настало время обращать внимание на реальные производства. Тем более что глава государства не настроением бизнесменов интересуется, а ратует за появление в регионах новых предприятий.

– Большинство успешных стартапов, особенно технологических, открывается опытными работниками, которые долгие годы проработали на большую корпорацию и в какой-то момент поняли, что обладают достаточными знаниями для того, чтобы выйти из этой корпорации и занять какую-то нишу. То есть сейчас задача страны – привлечь большие корпорации, но чтобы они заходили сюда не только с деньгами, но и со своими технологиями, – делится мнением Ералы Бексултанов.

Что же касается пресловутых административных барьеров, которые, согласно последним опросам казахстанских предпринимателей, мешают развиваться даже больше, чем нехватка денег, то представитель Всемирного банка предложил министрам экономического блока вспомнить мемуары Ника ГИЛАУРИ, бывшего премьер-министра Грузии, при котором в стране были проведены преобразования, позволившие Грузии сделать мощный рывок в развитии.

– Когда он пришел и попытался внедрить какую-либо реформу, госорганы с большим рвением защищали любой регуляторный инструмент – всегда находилась причина, для чего нужно то или иное регулирование. И тогда он решил пойти другим путем и внедрил правило одного правительства: если частник обращается с заявлением в один госорган, то этот госорган не имеет больше прав просить справки из другого госоргана – если ему что-то нужно, он сам должен достать все разрешения. При этом сроки на рассмотрение заявления сократили до 5–7 дней. Причем если по истечении этого срока нет никакого ответа, то предприниматель может считать, что его заявление одобрено. А если на предприятии после этого что-то случалось, то отвечал за все госорган, который не успел дать ответ. Буквально через неделю выстроилась очередь из специалистов госорганов, которые говорили: “это регулирование не нужно”, “эта справка лишняя” и так далее, – рассказывает Ералы Бексултанов.

Но, как отметил эксперт, это экстремальный вариант, можно обойтись и меньшей кровью. Достаточно, чтобы госорганы стали более открытыми.

– Ведь сейчас есть возможности сделать ту же интерактивную карту. Чтобы любой человек, присмотрев себе тот или иной участок земли, смог увидеть, какие там уже есть коммунальные сети, когда будут подключены остальные и так далее, вплоть до потенциальной стоимости коммунальных услуг. Таким образом, с одной стороны, мы получаем информированного и довольного клиента, с другой – снимаем нагрузку с госоргана, – напоминает о более щадящем для чиновников варианте Ералы Бексултанов.

Вот только, как с грустью отметила заместитель директора департамента общественного мониторинга и работы с административными барьерами НПП “Атамекен” Сания АКЫЛБЕКОВА, на такую транспарентность “раскачать” чиновников весьма сложно.

– Мы просили министерство сельского хозяйства создать карту свободных земельных участков. У них на сегодняшний день обременения все показаны, но, когда предприниматель хочет получить тот или иной участок, он не может узнать целевое назначение этого участка. Он по каждому участку подает отдельное заявление, которое рассматривают в лучшем случае два месяца… Естественно, все это время бизнес несет издержки, – вернула она всех в казахстанские реалии.

Эксперты надеются, что рейтинг легкости ведения бизнеса в регионах, который должен быть создан уже в этом году, сможет улучшить ситуацию и заставить госорганы бороться за каждого бизнесмена. Ведь именно по итогам рейтинга кабмин будет не только видеть, как акимы на местах радеют за развитие бизнеса, но и поощрять дополнительными трансфертами и премиями из бюджета лучших, а также брать на карандаш худших.

АСТАНА