О госконтроле сообщил вице-премьер-министр РК Роман Скляр в своем ответе на депутатский запрос, касающийся интеграции с информационными системами государственных органов частных извозчиков в Казахстане для мониторинга их работы, рассказывает корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
- Нынешней осенью между уполномоченными государственными органами в области транспорта и обеспечения безопасности дорожного движения принята совместная Дорожная карта по искоренению незаконных пассажирских перевозок.
Согласно которой, во-первых, планируется проведение рейдовых мероприятий на стихийные стоянки незаконных перевозчиков для проверки на предмет соответствия установленным требованиям законодательства.
Во-вторых, упорядочивание контроля над деятельностью мобильных приложений заказа такси, выявление автотранспортных средств, осуществляющих незаконную перевозку пассажиров на регулярной основе через камеры фото- и видеофиксации – "Сергек", АСИ и т. д.
В-третьих, проработка вопрос интеграции мобильных приложений заказа такси с информационными системами государственных органов для мониторинга работы транспортных средств и их водителей, - подчеркнул вице-премьер.
Хотя и без того, по его словам, якобы «в целом вопросы развития отрасли пассажирских перевозок находятся на контроле правительства».
Между тем, согласно экспертным данным Urban Forum Kazakhstan, во время поездки для подавляющего большинства казахстанцев из трех крупнейших городов республики – а это свыше 82 процентов пассажиров такси, безопасность и безопасное вождение явились самыми значимыми факторами, на которые обращалось внимание в первую очередь во время поездки. Чем водители такси, к слову, зачастую пренебрегали и пренебрегают.
При этом более половины казахстанцев, а это 53 процента респондентов, пользуются такси несколько раз в неделю. Испытывая при этом однако «чувство небезопасности», которое бывает вызвано различными факторами, включая значительное превышение скорости водителями, их разговоры по телефону или даже переписку во время поездки, создание аварийных ситуаций на дороге из-за агрессивного вождения, а также ощущение небезопасности в присутствии неприятных попутчиков и затруднения с оплатой поездки. Потому как у водителей такси в 95 процентах из 100 нет сдачи с наличных денег, которые предлагают пассажиры в качестве оплаты за проезд, что вызывает странное недовольство со стороны водителя и создает весьма неудобную ситуацию для пассажира.
Как российский агрегатор такси "душит" ценами казахстанского потребителя
Плюс наблюдаются и другие малоприятные ситуации, с которыми приходится сталкиваться пассажирам. Например, когда водитель берет попутчиков без предварительного согласия уже находящихся в салоне, когда происходит несоблюдение субординации водителями, или возникают проблемы с теми водителями, которые не отвечают на звонки после забытых в салоне машины вещей.
А еще подавляющее большинство водителей такси отчего-то считают пассажиров бесплатными психологами, которые просто-таки обязаны выслушивать неуместные личные разговоры во время поездки. На что, кстати, также поступает очень много жалоб со стороны пассажиров.
И, наконец, отдельным пунктом стоило бы выделить такой неприятный фактор, как домогательства со стороны водителей к пассажирам-женщинам. В Казахстане оно пока что, судя по отзывам в социальных сетях, не настолько получило широкий размах, как в той же России, где данный фактор имеет место быть не менее часто, нежели нападение на водителей со стороны пассажиров-мужчин. Однако насторожиться заставляет.
Так же, как и непомерно растущие тарифы на проезд. Начнем с того, что в структуре доходов того или иного агрегатора такси заработная плата водителей составляет от 31 до 51 процента. Это говорит о том, что в 90 процентах случаев водители получают более 50 процентов той оплаты, которую выставляют пассажиру.
Любопытно, что в последнее время среди столичных таксистов получил распространение и такой факт, как обращение к пассажиру, который еще даже не успел сесть в такси, чтобы он отменил заказ. В этом случае водителю, оказывается, идет 100-процентная оплата заказа.
То, что у пассажира при этом понижается рейтинг, а это значит, в следующий раз при заказе ему могут выставить большую сумму в качестве оплаты за проезд, естественно, такого хитроумного водителя не волнует. От слова совсем. Поэтому эксперты советуют не вестись на подобные «просьбы». Тем более, что, по официальным данным, «в среднем водители арендуют автомобили только в 10 процентах случаев». А значит, и без того неплохо зарабатывают. Например, в Астане таксисты получают – согласно опять же, данным Urban Forum Kazakhstan - без вычета затрат порядка 665 тысяч тенге в месяц.
И не последнюю роль в этом играет тариф, который почему-то называют «средним», хотя он достигает трех тысяч тенге за поездку только в один конец города. Во всяком случае таковы расценки в столице. В других городах республики они, конечно, могут варьироваться, будучи меньше, но вряд ли намного…
Справка Caravan.kz
В Нью-Йорке, чтобы начать работать таксистом, необходимо пройти шестимесячные курсы, сдать обязательный экзамен по географии города и английскому языку. И только после этого можно получить лицензию на право работы.
В Астане, судя по всему, подобной «роскоши» не существует, поскольку самому пассажиру нередко приходится, например, выступать в роли штурмана. Так как приезжий мигрант, буквально «прыгнувший» за руль столичного такси, ни об улицах мегаполиса, ни об иных полезных навыках, которые могут быть жизненно необходимы в его будущей работе, даже не слышал…
Астана