Как строили молодое суверенное государство Казахстан

“КАРАВАН” встретился с теми, кто 29 лет назад под руководством Первого Президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА закладывал фундамент в строительство молодого независимого государства.

С чистого листа

Первого министра иностранных дел суверенного Казахстана Толеутая СУЛЕЙМЕНОВА весть об обретении нашей страной независимости застала в Тегеране.

– В столице Исламской Республики Иран я работал советником посланника советского посольства. Когда поступил звонок из Алматы и меня пригласили возглавить внешнеполитическое ведомство на родине, согласился с радостью, – вспоминает собеседник “КАРАВАНА”. – Начинали с чистого листа, не было инфраструктуры, кадров, да что там – Государственного протокола не было! Я начал приглашать наших ребят-дипломатов, трудившихся в Москве, работников различных ведомств и крупных вузов, владевших иностранными языками.

Приоритетной задачей было добиться признания суверенного Казахстана мировым сообществом.

Мы готовили документы для вступления в ООН, ОБСЕ, МВФ и другие мировые институты, членами которых Казахстан стал в скором времени, не говоря уже о членстве РК в структурах по линии СНГ.

На равных правах

Интересна история с подписанием Беловежского соглашения о прекращении существования СССР и создании СНГ 8 декабря 1991 года, когда 3 страны – РСФСР, Украина и Белоруссия – пригласили Казахстан присоединиться к договору.

– Нурсултан Назарбаев ответил, что мы не можем этого сделать, поскольку это – не равноправный договор, и предложил подписать новый, где соблюдался бы баланс интересов всех подписантов. Спустя неделю Верховный совет РК принял Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”. А 21 декабря в Алма-Ате после оживленных дебатов главы 11 бывших союзных республик подписали Декларацию о целях и принципах СНГ, его основах.

– Символично, что подписание этого документа происходило на территории Казахстана, это был один из первых шагов нашей независимости, свидетелем которого мне довелось быть, – рассказывает Толеутай Сулейменов.

Первым телеграмму с поздравлениями и признанием независимости РК Президенту Назарбаеву отправил американский коллега – Джордж Буш-старший.

Документ главе государства от посла США передал наш собеседник.

– В наследство от СССР Казахстану достался четвертый в мире арсенал ядерного оружия, который беспокоил Америку, лидера ядерного клуба. Казахстанское общество раскололось на 2 половины: одна требовала оставить оружие – для того чтобы придать значимость стране на международной арене, вторая часть призывала отдать оружие, поскольку мы провозгласили себя дружественным государством.

А еще нам откровенно говорили, что оставление ядерного оружия чревато для Казахстана отрицательными последствиями: политической изоляцией и экономическими санкциями.

Первый Президент выбрал правильный путь: мы добровольно отказались от ядерного оружия, но выставили условия перед ядерными державами – предоставить нам гарантии безопасности и оказать экономическую поддержку. Обязательства были выполнены всеми сторонами, – подчеркивает экс-министр иностранных дел РК.

Горжусь страной

Известный бизнесмен Сергей ТЕРЕЩЕНКО на момент обретения Казахстаном суверенитета возглавлял правительство.

– Самой большой сложностью в начальный период независимости было отсутствие денег, остановка предприятий, разрыв торгово-экономических, хозяйственных связей. Инфляция была сумасшедшая, в 1992-м достигла 2 500 процентов! Утром одна цена на товары, вечером – другая, – вспоминает первый премьер республики.

Состав правительства суверенной страны за 3 последующих года обновился на 40 процентов, наряду с опытными управленцами были в нем и 30-летние министры.

– Если молодыми себя не подпирать – не будет будущего, – уверен экс-глава казахстанского кабинета министров. – Были созданы комитеты по приватизации, госимуществу, минфин, налоговая инспекция.

Мы на ходу учились работать в новых рыночных условиях. С коллегами по бывшим союзным республикам часто встречались, у всех ситуация была примерно одинаковая: безденежье, разрыв торгово-хозяйственных связей, остановка предприятий, безработица, отсутствие продуктов. Люди уходили в торговлю, челночили в Турцию, Китай.

По словам экс-премьера, сложно было работать и с парламентом:

– Сидевшие там идеалисты считали, что мы, правительство, всё делаем неправильно, давали советы и установки. Выполнять их у нас времени не было – мы занимались черновой работой. По 6 часов приходилось стоять на парламентской трибуне и разъяснять, что к чему.

Самым трудным решением Терещенко называет введение национальной валюты.

– Мы не смогли защитить вклады людей, и мне всю жизнь за это обидно. И когда вводили валюту, деньги тоже обесценились. У меня на сберкнижке было 2 тысячи рублей – они превратились в 500 тенге.

Но мы преодолели все сложности переходного периода. Люди поверили в Нурсултана Назарбаева, пошли за ним. Было трудно, но единой сплоченной командой мы построили ту страну, которой я горжусь, – говорит первый премьер-министр независимого Казахстана.

Достижения Родины

Директору ТОО “Агрофирма “Родина” Ивану САУЭРУ на момент обретения Казахстаном статуса суверенного государства было 33 года.

– Ваши коллеги любят задавать вопрос: “Как вам удалось сохранить Родину, сельское хозяйство?”. На что я отвечаю: а сохранять в общем-то было нечего. Мы вступили в 1991-й год, производство было советское, примитивное, скот – с туберкулезом и бруцеллезом, села были неблагоустроенные.

Повсюду – тотальный дефицит.

Привезут в месяц один чайный сервиз, сядем с доярками и решаем, кому отдать.

Масло, мясо, зерно меняли, не было сахара – выращивали сахарную свеклу, везли в Мерке, там перерабатывали, оттуда забирали сахаром. Потом к дефициту товаров добавился дефицит наличности, – вспоминает Иван Сауэр.

В 1992 году в “Родине” построили центральную котельную, которая сегодня отапливает всю центральную усадьбу, в 1994-м оздоровили скот, начали заниматься производством и переработкой молока. Население не мигрировало – напротив, вернулись из Германии, Узбекистана.

– Когда я принимал хозяйство в 1987 году, в совхозе “Родина” было 1 206 жителей, из них – 412 пенсионеров. Сегодня у нас 1 775 жителей, из них – 262 пенсионера.

Всё то, что мы сегодня имеем – благоустроенные сельские дома, заасфальтированные освещенные дороги, дом быта, банно-прачечный комплекс, салоны красоты, прекрасные детсад и школу, клубы, где есть все условия для спортивных занятий, – появилось именно в период независимости республики, – с гордостью говорит Иван Сауэр.

А самый главный праздник страны и ее народа “Родина” встретила ростом всех производственных показателей – 21 тысяча тонн молока, 50 тысяч гектаров зерновых и кормовых культур. Также приобрели в этом году 220 голов мясной породы – казахская белоголовая.

– Я не сторонник копировать зарубежный опыт, хотя такие попытки многократно делались, а впоследствии дорого обходились. Например, в некоторых регионах был взят курс на то, чтобы разделить крупные хозяйства на мелкие. Ссылались на опыт Запада, но там исторически сложилась хуторная система: фермер живет на отшибе, у него все коммуникации подведены, автобус приезжает, детей отвозит в школу и обратно.

И когда некоторые коллеги переняли западный опыт, наступили разрушительные последствия. На нашей же территории нет ни одного КХ – мы остались единым целым, – говорит Иван Сауэр.

Обладатель звания “Герой труда Казахстана” подчеркивает, что молодая страна и ее народ выбрали собственный путь развития.

– Первый Президент РК всегда продвигал принцип: “Сначала экономика, потом политика”. Если есть экономика, значит, у государства есть запас прочности. А самое главное достижение Казахстана на пути независимости – то, что не было ни одного конфликта, которые до сих пор сотрясают постсоветское пространство.

Суверенитет, стабильность и согласие – важнее ничего нет. И я желаю казахстанцам сохранить эти ценности, – сказал Иван Сауэр.

НУР-СУЛТАН