Как страна погуляла

Столица страны Астана была украшена скромно, без лишней помпезности. 22 марта на правобережье “праздничных стойбищ” было мало – в основном все “откочевали” в новый город.

На Старой площади все было тихо, мирно, лишь Кадыр-ата с верблюдом да пара конструкций, символизировавших день весеннего равноден­ствия, возле скучающего полицейского. Вечернего салюта астанинцы тоже не увидели.

Подсчитали – удивились

На проведение праздника Наурыз в Уральске было выделено около трех миллионов тенге – правда, говорят, это в два раза меньше, чем в прошлом году.

В этом году власти Уральска отказались от фейерверка. Главный праздник на площади Абая состоял из театрализованного представления и концерта. Народу была отведена роль стороннего наблюдателя.

Бюджет праздника в Костанае – 1,3 миллиона тенге. По словам заместителя акима Костаная Марата Жундубаева, “примерно столько же, сколько было и в прошлом году”.

Считаем народные радости. Две сценические площадки на протяжении трех кварталов пешеходной зоны проспекта Аль-Фараби, на которых идут концерты. Двое больших качелей – одни побольше, другие – для малышей. Три небольшие огороженные площадки, где народ соревнуется в армрестлинге, поднятии гири и прыжках на тумбочку.

Несколько скакунов местного конезавода – ГКП “Костанайтолпары” нетерпеливо принимают в седло ошалевшую от радости пацанву. Удовольствие платное – 200 тенге.

Пожилые костанайцы и родители с детьми штурмуют девять юрт, каждая из которых принадлежит предприятию или учебному заведению: где-то очередь, где-то подступы к юрте закрывают добры молодцы: “Нельзя, там уже свои сидят!”.

С 9 утра, как только юрточный городок открылся, туда вообще никого не пускали – ждали, когда на накрытый стол взглянет аким области Сергей Кулагин. А уже к 12 часам юрты стали разбирать.

Праздник кончился – вопрос остался: а куда пошло 1 миллион 300 тысяч бюджетных тенге, если угощали предприятия, а детей развлекали за деньги? Ну разве что на зарплату артистам государственной филармонии?

А вот в Актобе Наурыз отмечали с неменьшим размахом, чем прежде: в городе было развернуто семь аулов, предприятия и организации города установили около 30 юрт. Ну а концертная программа на основных площадках – плод стараний городских властей. Апофеозом праздника стало поздравление актюбинцев акимом области – он вручил семейной паре бывших воспитанников детского дома сертификат на квартиру. Раскошелился областной акимат и на подарки женщинам, ставшим матерями в день праздника, – 53 роженицам вручат по 100 тысяч тенге.Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА, Виктор МОИСЕЕНКОВ, Ольга КОЛОКОЛОВА

Богатые угощать не желали!

В Караганде на центральном проспекте в праздничный день вырос настоящий городок из 30 юрт. Весеннему настроению способствовали солнечная погода и энтузиазм профессиональных и самодеятельных артистов. Как убеждают организаторы, на проведение праздника не было потрачено ни тиынки бюджетных средств. Постарались спонсоры – предприятия, частные компании, фирмы и организации. Но хозяева приглашали в свои юрты гостей по своему усмотрению. Корпорация “Казахмыс” даже отгородила свои три юрты зеленым забором, чтобы посторонние не вздумали на чужой той заглянуть.

А вот учителя проявили редкостное по нынешним временам гостеприимство. Никто им дополнительных средств на праздник не выделил. Но педагоги тряхнули своими собственными кошельками и установили самую красивую и самую гостеприимную юрту, двери которой были открыты весь день, и всех желающих там угощали праздничным наурыз-коже совершенно бесплатно!

В Павлодаре акимат дал негласное указание предприятиям, устанавливающим юрты на площади возле здания администрации, угощать бесбармаком, наурыз-коже и баурсаками всех желающих.

Однако три крупных (и не самых бедных!) предприятия все же не впускали народ под свой шанырак.

Когда я попытался войти в одну из юрт, охранник откровенно признался: “Да вы что! Мы даже своих работников не пускаем, доступ только для руководства”.Татьяна ТЕН, Ризабек ИСАБЕКОВ

Юрты – акимам

В Усть-Каменогорске акимов пригласили на праздник в юрты, а народ – на улицу.

С утра 22 марта возле белых праздничных юрт на центральной площади Усть-Каменогорска стал собираться народ. Открылись торговые ряды, полетели воздушные шарики, на уличной сцене начался концерт. Рядом с мангалами, чебуреками и баурсаками разливали горячий чай, продавали сладости.

А вот юрты стояли закрытыми. Любопытствующим охранники предлагали “зайти позже”. После полудня на площади появился новый аким Восточного Казахстана Бердыбек Сапарбаев. Возле юрты, к которой он направился, тут же затанцевали дети, засуетились мужчины и женщины в национальных костюмах. Свита акима растолкала горожан. Какая-то чиновница толкнула нашего фотокорреспондента – чтобы не мешал на пути. Другой “очистил” дорогу от семьи с двумя малышами. Акима осыпали конфетами, под музыку распахнули двери к дастархану. Горожанам, пытавшимся заглянуть за праздничный полог, охранники поясняли: нельзя!

В Петропавловске раньше тоже так было. Места народных гуляний заполоняли юрты, сооруженные каждым из районов Северного Казахстана. В народе их метко именовали “акимовскими” – и неспроста. Сразу после торжественных речей перед согнанной толпой студентов и бюджетников отцы области и города в окружении охранников совершали пафосный вояж от одной “акимовской” юрты к другой. Потом двери юрт наглухо закрывались, и внутри праздник бил ключом исключительно для узкого круга ВИП-персон.

Утром следующего дня горожане обсуждали слухи о том, как “отдыхали” государственные мужи в “акимовских” юртах.

А вот нынешний Наурыз праздновали без “акимовских” юрт. Главам района было велено отмечать праздник со своими земляками.

Юрты на главной улице Петропавловска установили предприятия города и департаменты областных структур. Заготовили угощение и стали ждать гостей – всех без исключения. Народ по привычке проходил мимо, пока не стали зазывать через громкоговоритель.

“Что, всем можно?” – был самый распространенный вопрос на пороге.

Ответ “всем!” мгновенно разнесся по толпе, и народ рванул к невиданным доселе радостям праздника. Угощения в юртах и палатках смели за час с небольшим. Одни только военные, угощавшие в этот день гостей праздника полевой кашей, раздали 1000 порций!Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Инна ЛОПАТКО

Аксакалы постарались!

Населенный пункт Акай находится под боком города Байконыра. По сути, это бывший военный совхоз, снабжавший космодром мясом, яйцами, молоком. Но хозяйство развалилось. Сейчас большая часть населения работает в городе, остальные разводят скот, огородничают.

Мы побывали здесь как раз в Наурыз – на импровизированной площадке шел концерт, в юртах угощали наурыз-коже, а на ковре боролись… девушки.

И этот праздник на площади аула проводился, оказывается, за счет средств… собранных аксакалами.

– В этом году мы скинулись по три тысячи тенге с каждого члена совета, накупили призов для вручения победителям, – рассказал руководитель местного общественного совета старейшин Адилхан Утепбергенов. – Купили на собранные деньги живность, продукты для наурыз-коже, одним словом, хотели устроить для односельчан настоящий праздник.

Кстати, в совете старейшин аула состоят 28 аксакалов и бабушек, самому старшему – Калмырзе Жарманову – 84 года.Елибай ДЖИКИБАЕВ, Кызылординская область

Заметки недовольного

Праздник кончился– осадок остался…

Чудесный все-таки праздник – Наурыз! Весна, красивые девушки в национальных костюмах, народная музыка, зажигательный юмор. А дивные, неповторимые ароматы казахской национальной кухни!

В предвкушении празднества мы направились в любимое место отдыха алматинцев – Центральный парк им. Горького. Настроение не смогли испортить даже обычные проблемы с парковкой автомобиля – вернее, то, что за место для авто тут просили 200 тенге! А некоторым и в парк не возбранялось заехать, оставить машину прямо на пешеходных аллеях. Гулять народу вследствие этого приходилось боком, протискиваясь меж “железных коней”.

Понятно, что в тесноте иногда возникали обиды. Молодежь со всех бескрайних алматинских окрестностей держалась плотными кучками, толкая и задевая других граждан.

Нас было всего двое. Может, поэтому с завидным постоянством у нас просили закурить тоном, не оставляющим сомнений в дальнейших намерениях. Обидно, но на протяжении всей экстремальной прогулки ни одного стража порядка в поле нашего зрения не оказалось.

И мы решили закончить “отдых”. Сели в свое авто и вежливо пропустили на выезде с парковки автомобиль, чудесным образом вместивший в себя несметное количество разнополых молодых людей. Они размахивали руками и что-то кричали нам в окна. Опустив стекло, мы тоже закричали им: “Наурыз кутты болсын!”. В ответ нас покрыли таким отборным матом, что мы чуть не врезались в обочину от изумления…Иван БЕСЕДИН, Алматы