– Если владельцы внедорожников хотят ездить, не задумываясь о дорогах, а выбирая лишь направления, то “наворотов” им не избежать. Не забывайте, что самые роковые поломки и “засады” всегда случаются в самых глухих местах, где помощи ждать бесполезно, – предостерегает наш собеседник.
Лучшая опция – это мешок с деньгами
– Что такое внедорожник?
– Большинство автоавторитетов считают, что это машина, обладающая повышенной проходимостью. Она должна быть очень эргономичной, чтобы снаряжение в ней надежно крепилось и не доставляло водителю своей болтанкой и тряской дискомфорта во время езды.
– Но под это описание подходят многие машины? Какую же выбрать?
– Если у потенциального джипера под кроватью завалялся лишний мешок с деньгами, то он может смело отдать его, например, за новенькие Toyota LandCruiser 200, Lexus 570 или Nissan Patrol. Эти автомобили обладают хорошей проходимостью и в достаточной мере оснащены всем тем, что делает внедорожник внедорожником.
– Что посоветуете тем, у кого такого мешка с деньгами нет?
– Основные отличительные черты джипа, или, правильнее сказать, внедорожника, следующие. Он должен иметь несущую раму, придающую всей конструкции повышенную прочность, короткие свесы впереди и сзади, высокий клиренс (дорожный просвет) и достаточно большие диски. Кроме того, необходимы достаточно мощный, тяговитый двигатель, правильно подобранные передаточные отношения трансмиссии, постоянный или подключаемый привод на все четыре колеса, и весьма желательны блокировки дифференциалов.
– Под это описание подходят...
– Все средние внедорожники, выпущенные в 90-х годах. Причем 3-дверные модификации обладают более подходящей для преодоления бездорожья геометрией. У любителей пользуются популярностью старый рамный Suzuki Escudo и его леворульный брат-близнец Suzuki Vitara, а также Toyota Rush, Nissan Navara, Land Rover Defender, Land Rover Discovery, Toyota Land Cruiser и Mitsubishi Pajero Sport. Не забудем про маленький, но весьма лазучий Suzuki Jimny, а также старый добрый уазик, особенно с так называемыми “военными” мостами.
Главное – безопасность
– С чего обычно начинают переоборудование?
– С безопасности. Если водитель планирует экстремальные вылазки, то ему необходим внутренний каркас, сваренный внутри салона из металлических труб. Ведь если машина переворачивается через крышу, то кузов, скорее всего, не выдержит, а каркас сможет защитить экипаж.
– Что еще посоветуете?
– Обязательно установить защиту картера двигателя – это дополнительная толстая металлическая пластина, изогнутая по форме агрегатов автомобиля. Если в машине стоит коробка-автомат, то эта пластина начинается от радиатора коробки, закрывая дальше радиатор и картер двигателя. В салоне авто обязательно должен быть огнетушитель. Дополнительно можно установить на крыше багажник, а сзади и спереди прикрутить к бамперам лебедки.
– Как улучшить проходимость?
– Скажу сразу: большинство дорожных проблем решается правильным выбором протектора шин и давления в них.
– Какую резину надо поставить, чтобы спокойно ездить по грязи?
– Это должна быть какая-нибудь крупная разреженная “шашка” с хорошими грунтозацепами.
– На снегу что предпочтительнее?
– Зимняя резина-липучка.
– А если придется кататься и по асфальту, и по снегу?
– Тут надо определить, какой процент того и другого. Посоветую обычную липучку или липучку с шипами. Для езды по шоссе используйте резину с хорошей боковой устойчивостью и неплохими водоотводящими каналами, потому что у нас дожди и лужи не редкость.
– Сколько комплектов резины надо иметь автолюбителю?
– В принципе, человеку с одним автомобилем на все случаи жизни достаточно иметь три комплекта шин, чтобы удовлетворить все свои “хочу” в течение года.
– Какие, например?
– Зимой зимняя – шины-липучка или липучка с шипами, летом, осенью и весной – всесезонные шины с хорошим боковым подпором, а для грязи – хорошие грязевые шины с крупной “шашкой”.
– Запасок сколько надо брать?
– Лучше всего две, и не забудьте взять веревочный шиномонтаж – шнурки и клей. Очень эффективное средство, при помощи которого можно починить даже небольшой порез.
Лифтуйте авто правильно
– Имеет ли смысл устанавливать на машину очень большие колеса?
– Нет, очень большие лучше не ставить, так как они нарушают базовые характеристики машины. Если автолюбитель все-таки хочет поставить колеса большого диаметра, то ему надо подумать не только о своей безопасности, но и о своих пассажиров и окружающих людей. При входе в поворот машина с такими колесами рискует упасть набок. Также необходимо учесть, что другие узлы и агрегаты автомобиля при установке больших колес будут получать большие нагрузки.
– Некоторые водители джипов “поднимают” свои автомобили, как это правильно делать?
– Подобное увеличение дорожного просвета называется лифтингом. Лифтовать автомобиль необходимо, чтобы увеличить дорожный просвет – клиренс и поставить колеса большего диаметра.
– Какими способами это достигается?
– Первый состоит в том, чтобы поднять кузов над рамой, а второй – в увеличении зазора между рамой и подвеской.
– Какой лифтинг дешевле?
– Подъем кузова над рамой.
– Что еще поможет автолюбителю не застрять в какой-нибудь особо коварной луже?
– Лебедку можно приобрести механическую, но для регулярных вылазок на тяжелое бездорожье без мощной электрической не обойтись. Выбирая лебедку (а лучше две – спереди и сзади), водитель обязан учесть ее грузоподъемность и массу автомобиля. Понадобится и аккумулятор повышенной емкости, а также реечный домкрат – hi-jack.
– Какие еще приспособления не будут лишними?
– Не увязнуть в грязи помогут стальные или алюминиевые пластины – сэнд-треки, которые на особо сложных отрезках пути рекомендуют подкладывать под колеса. Я уже не говорю про трос и лопату – они необходимы водителю как воздух.
– На крыше многих джипов сейчас можно увидеть трубы, для чего они нужны?
– Это воздухозаборники – шноркели.
– С ними в воду можно будет нырять?
– Нет, базовый вариант защитит двигатель только от пыли. Воздух проходит через фильтр и попадает в двигатель. При установке шноркель соединяется с входным отверстием воздушного фильтра и выводится на крышу машины. То есть просто изменяет место забора воздуха на более высокое и менее пыльное. И степень загрязнения фильтра будет намного меньше. Для езды по воде необходимо корпус воздушного фильтра сделать абсолютно герметичным. Дренажные отверстия, все соединения и хомуты аккуратно сажают на герметик, чтобы они перестали пропускать воду. Но, по моему мнению, лучше сварить корпус из алюминия. А сапуны на мостах, коробке и раздатке меняют на шланги, которые выводят в шноркель. И обязательно проводят гидроизоляцию салона и моторного отсека.
– Мосты надо усиливать?
– Обязательно, ведь сильный удар о камень может деформировать чулок моста (труба, в которой собран сам мост). Также при сильных прыжках мост ударяется об отбойники и тоже может деформироваться. При таких деформациях нарушится соосность полуосей, что приведет к разрушению редуктора либо самих полуосей. Поэтому для усиления чулок обваривают. Но я бы порекомендовал просто ездить аккуратнее и не прыгать.
После каждой поездки на природу, особенно если пришлось проехать по воде, надо обязательно шприцевать карданные валы и регулировать ступицы. Ведь на бездорожье люфты появляются быстрее. Не забудьте проверить фильтры, уровень жидкости в системе охлаждения и уровень масла в двигателе. Загляните в мосты и убедитесь, что туда не попала вода. В этом случае масло станет беловатого цвета.
Помните, что при тщательном уходе авто прослужит очень долго.
Алматы