Как СССР использовал труд рабов для подъема экономики: что творилось в Казахстане

Я другой такой страны не знаю

В США с Великой депрессией президент Франклин Рузвельт боролся проведением ряда экономических реформ и внедрением  сопрограмм. Страны Европы выбирались из послевоенной разрухи благодаря довольно кабальной программе госсекретаря США Джорджа Маршалла.

Иосиф Сталин для решения проблем выбрал более эффективный, но при этом циничный путь. Он фактически вернул рабство в страну, «где так вольно дышит человек».

В этой идее не было ничего нового. Любой школяр знает, что своим экономическим процветанием Римская империя была обязана бесплатному труду рабов. Только было необходимо придумать для рабов новое название. Вот и окрестили их «врагами народа»

С начала сталинских репрессий  по 1 февраля 1954 года в Казахскую ССР было депортировано 800 тысяч немцев, 102 тысячи поляков, 19 тысяч корейских семей, 507 тысяч представителей народов Северного Кавказа. Кроме тоготут отбывали наказание 3 777 380 человек, осужденных по политическим мотивам, и более 500 тыс военнопленных.

По архивным материалам Российского государственного военного архива, только через лагерь № 347 прошло 7693 военнопленных, в том числе 2948 - бывшей японской Квантунской армии и 4745 - немецкой армии. Через лагерь № 45, располагавшийся в Усть-Каменогорске, прошло 5466 военнопленных, в том числе 4926 - бывшей японской и 540 - бывшей немецкой армий.

Согласно шифровке Генштаба советской армии японские военнопленные направлялись в Казахскую ССР. Больше всего пленных было направлено в Карагандинскую область на строительство металлургического и  машиностроительного  заводов, а также и Акчатусского    вольфрамового комбината. Остальных отправили на угольные шахты Караганды и на предприятия Наркомцветмета – в Джезказган, Риддер, Усть-Каменогорск и Зыряновск.

Немецкие пленные должны были заниматься строительством автодорог и жилых зданий.

Таким образом, только в КазССР советская власть получила в своё распоряжение почти 5 миллионов рабов.

Коммунизм я строю, ломом и лопатой

Сложно сказать, в какую сумму обходилось содержание заключённого во время Второй мировой. Тогда экономика СССР перешла на военные рельсы, поэтому и на воле люди трудились за паёк. Но послевоенные траты хорошо известны.  В 1950 году на заключенного выделялось 50-60 рублей в месяц. Средняя зарплата фабричного рабочего, занятого на не слишком тяжелой работе, составляла около 600 рублей. Трудящийся в суровых условиях, во вредном цеху или вахтовым методом получал порядка 1500 рубликов. Причём работал он по 8 часов в день, получал доплату за переработку,  имел право на больничный  и премиальные.

Заключенные же трудились по 10-12 часов без выходных, а оказаться на койке в лазарете могли лишь при очень серьезных травмах.

Попробуем перевести это на нынешние реалии. Сейчас, по данным портала «HH», разнорабочий на стройке  в регионе может рассчитывать на 200 000 тенге. Это можно сравнить с зарплатой в 600 рублей 1952 года.  В месяц он отработает 160 часов, значит, час его работы стоит 1250 тенге. Оплата заключенного тогда была в 10 раз меньше средней зарплаты, значит, это сейчас 20 000 тенге.За эти гроши он должен отработать 300 часов в месяц. Значит час его работы стоит 66 тенге. Сколько стоил советский рубль в пересчёте на тенге

При такой себестоимости нетрудно возводить заводы-гиганты и обеспечивать честных тружеников бесплатными квартирами.

Более того, даже эти несчастные гроши разворовывались руководством лагерей. Результат лишь одной проверки в Карлаге показал, что 83 % узников ходят в одежде, которая ещё два года назад подлежала списанию. Урезание и без того скудного пайка руководство использовало как наказание, а уж придраться к нарушению дисциплины –нетрудно.

По результатам проверки, только в этом лагере и только у бухгалтера было изъято 27 тыс. рублей.

В этот раз справедливость восторжествовала, и жадный бухгалтер отправился хлебать ту же жидкую баланду, которой по его милости потчевали заключенных.  Но сколько человек из руководства лагерей умудрились скрыть хищения, история умалчивает.

Зато известно, что в том месяц лагерь обогатил государство на 2,7 миллиона рублей, но и этого было маловато, что и привело к проверке.

Всё идет по плану

Вопрос о привлечении военнопленных для строительства жилья работникам завода ферросплавов решился на заседании Актюбинского обкома партии 17 октября 1941 года. Тогда же было принято решение разместить 2000 военнопленных на территории Актюблага. Среди них были и граждане Италии. Точно установлено, что попали в плен они на Дону и под Сталинградом. Среди пленных были простые итальянские крестьяне, не особо желавшие воевать и добровольно сдавшиеся в самом начале войны. Поэтому руководство лагеря лояльнее относилось к итальянцам, и их пайки были немного больше, чем у немцев и политзаключённых. Тем не менее работать их заставляли по 10 часов в сутки, без выходных.

За добросовестный труд пленных раз в неделю по распоряжению НКВД премировали дополнительным пайком - 100 г сушёной рыбы и полкило картофеля на человека. В остальном рацион пленников составлял 300 граммов хлеба в сутки и по три миски жидкой баланды.

И это еще были лучшие условия содержания. Зимой 1943-го пленники не получали даже баланды. В докладной записке, которую и.о. начальника политотдела НКВД при Актюбкомбинате Коноплёв отправил в Москву, говорилось об острейшей нехватке продуктов,  голодных обмороках среди заключенных и даже смертях от истощения и переохлаждения.

Зато главный инженер стройки Белавин в это же время бодро рапортовал, что работы идут с опережением графика, и требовал новых задач. Другими словами, больных  голодных заключенных заставляли работать сверхурочно, чтобы руководство стройки могло получить очередную грамоту.

Пломбир со вкусом горя

Зима 43-го в Актюбинске выдалась очень холодной. Угля на отопление бараков не было. Он весь уходил на нужды завода. Примерно в 30 километрах от строящегося завода была угольная шахта, но добывать уголь обычным способом было нерентабельно. На месторождении оказалось слишком много глины и пустой породы. Каждый кусочек угля  приходилось выбирать из отвала  вручную, а потом очищать его от глины. Поэтому снизить себестоимость до рентабельного уровня получалось только, используя рабский труд заключённых. Уголь на завод везли на тачках по морозной степи, а то и тащили ведрами. А ведь топливо было необходимо для плавильных печей, и в сутки его требовалось десятки тонн.

Вспоминая «Краковскую» из настоящего мяса и пломбир из натурального молока, казахстанцы, заставшие 50-е годы, почему то не думают о том, какой ценой эта вкуснятина попадала на прилавки.

Только в  Карлаге функционировали 18 мельниц, 13 маслозаводов и 16 брынзоварен. Два маслобойных завода растительного масла. В 1944 году тут  был построен сахарный завод, который ежегодно производил около 400 тонн рафинада .

Женщины Карлага трудились на полях. В хозяйстве лагеря имелось 70 овцеводческих ферм, 45 ферм крупного рогатого скота, одна конеферма, две свинофермы, 20 огородных участков и 10 полеводческих участков.

Нетрудно представить, что чувствовали голодные узники, когда через их руки проходили тонны продуктов, которые даже нельзя попробовать по угрозой наказания.

После смерти Сталина с этим объемом производства смогли справиться только 16 совхозов, да и то не всегда.

Ещё заключенных Карлага по постановлению от 9 января 1936 года использовали для строительства железной дороги Караганда – Джезказган. Эту дорогу заключенные построили за небывало короткий срок, в 1939 году она была сдана в эксплуатацию.

Мы не рабы, рабы не мы

В 1947 году в СССР отменили продуктовые карточки. Теперь перед государством стала задача, как обеспечить советских граждан достойной зарплатой, потому что за пайки уже никто не работал.

После амнистии 1953 года 1 349 263 человека вышли на свободу, и бесплатных  рабочих рук стало не хватать. В 1954-м заключённым стали платить зарплату.

Немного, примерно четверть от минимальной зарплаты на воле, но и эта сумма, помноженная на миллионы рабочих рук, легла огромным бременем на бюджет страны. Кроме того, улучшались пайки. К баланде иногда подавали рыбу, мясо, свежие фрукты и овощи. Пусть эти лакомства поступали из подсобных хозяйств, но с миллионом ртов недостача выходила существенная. Карлаг: воспоминания о сталинском терроре

Стройки всесоюзного масштаба открывались в огромном количестве, но теперь на их содержание нужно было выискивать средства. Нельзя было, как раньше, нагнать рабов, чтобы те пахали по 12 часов за миску баланды. Да и вольные труженики требовали условий покомфортнее, чем холодный барак.

Первое время экономика СССР ещё держалась на бывших заключённых. Им никто не оплачивал дорогу домой, и амнистированные так и оставались жить недалеко от лагеря, соглашаясь работать за мизерную зарплату.

Но после принятия в 1961 году на XXII съезде третьей Программы КПСС, окончательно переставившей советскую  экономику с военных рельсов на мирные законы рынка, остро почувствовался дефицит рабского труда, которым можно было заткнуть дыры в бюджете.

Так 1 июня 1961 года Совет министров СССР был вынужден заявить о повышении цен на ряд потребительских товаров первой необходимости.

Нефтяной кризис 1973-го не только помог удержаться советской экономике на плаву, но и подарил нам сытые времена «эпохи застоя», когда уровень жизни тут не уступал капстранам. В 1986-м нефть подешевела до $10 за баррель, что совпало с гримасами Перестройки и от былого величия СССР остались лишь воспоминания.