Эксперт рекомендует использовать не разрекламированные противоугонные устройства, а малоизвестные, но высококачественные:
– Дело в том, что угонщики уже давно знают, как именно взломать широко известные противоугонки. В новых и относительно свежих машинах противоугонные системы устанавливают еще на заводе-изготовителе. Поэтому, когда автовладелец ставит еще одну, то главное – не нарушить целостность заводской противоугонки. Вторую сигналку часто просят поставить, чтобы была функция автозапуска двигателя. При этом люди забывают, что главной задачей сигнализации является оповещение о каком-либо воздействии на машину. Сообщить об этом система может при помощи сирены, попеременным включением и выключением световых приборов – фар, подфарников, аварийки, или высылая сигнал GSM на мобильный телефон хозяина машины.
Автозапуск двигателя – полезная, но дополнительная функция сигнализации. Чтобы исключить возможность угона в момент запуска мотора на расстоянии, к модулю сигналки подключен датчик движения. В случае проникновения в салон угонщиков и попытки сдвинуть машину с места он немедленно отключит двигатель.
Кстати, к выбору СТО для установки сигнализации нужно подходить очень серьезно. Известны случаи, когда работники СТО специально оставляли второй ключ (код) под панелью приборов для своих сообщников-угонщиков. Поэтому ставьте сигнализацию у своих знакомых, которым доверяете, или в специализированных СТО с хорошей репутацией. Тогда дополнительная противоугонка станет для преступников весьма неприятным сюрпризом: отключив одну, они неожиданно для себя активируют вторую.
Еще нужно помнить, что питание для автосигнализации идет в основном от главного аккумулятора. В этом случае злоумышленникам даже не понадобится взламывать двери или стекла, чтобы попасть в салон машины: они просто отключат сигнализацию снаружи.
Поэтому лучше выбрать сигналку с автономным питанием. И помните: профессиональные угонщики имеют знания и средства для того, чтобы с помощью сканера (они рекламируются и продаются в Интернете) перехватить и зафиксировать сигнал от радиобрелока нового авто. Избежать этой неприятности поможет брелок с динамическим кодом. Есть также специальный дублирующий радиобрелок, нажав на кнопку которого можно заблокировать работу двигателя. Но, к сожалению, большую часть современных автосигнализаций можно отсканировать, а блокировки серьезных профессионалов-угонщиков остановить не смогут.
Что же делать? Сергей Бирюков считает, что выход есть и из этой ситуации:
– Уже появились сигнализации с цифровыми релеблокировки, они имеют диалоговый код, сканировать его невозможно. Эти устройства автосигнализациями в чистом виде не являются. Конструкторы создали в них удачное сочетание охранной сигналки и иммобилайзера – электронного противоугонного устройства, блокирующего электрические цепи машины. Оно не дает возможности завести двигатель. Такое устройство защищено от восстановления блокировок, устанавливается иммобилайзер в самых замаскированных местах машины. Он бывает контактным (им управляют при помощи контактного пульта) и бесконтактным, который управляется меткой-транспордером. В этом случае происходит опрос – “свой – чужой”. Только после того, как иммобилайзер опознает своего владельца, дается команда на пуск двигателя. Иммобилайзеры имеют несколько видов блокировок. Например, используется аналоговое реле. Если оно настроено на блокировку электропитания двигателя, завести его не удастся. Такое реле блокирует крышку капота, коробку передач и тормозную систему.
Вызывает интерес и спутниковая поисковая система, ее задача – розыск и обнаружение угнанного авто. Другое ее название – “закладка”, представляющая из себя GSM-”жучок”. Он совсем небольшой, его можно спрятать в салоне. “Жучок” питается от автономной батарейки, и по его сигналу легко найти пропавшую машину.
Ситуацию с кражами и угонами автомобилей в Алматы обрисовал начальник отдела по раскрытию краж автотранспортных средств управления криминальной полиции ДВД города майор Галымбек ТУРЫСБЕКОВ.
– Сколько угонов и автомобильных краж зарегистрировано в Алматы в 2014 году?
– С 1 января 2014 года в городе было угнано и украдено около 600 автомобилей.
– Чем отличается кража машины от угона?
– Кражей считается тайное похищение автомобиля, например, из закрытого помещения – бокса или гаража. Угон совершается на улице. Еще есть понятие кражи или угон автомобиля, приводящее к тяжким последствиям. Это когда, допустим, злоумышленник сначала угоняет или крадет машину, а потом совершает на ней ДТП.
– Каким образом злоумышленники вскрывают авто?
– Обычно преступники используют старые методы – фомку, молоток и линейку.
– Почему, несмотря на разнообразие противоугонных устройств, преступникам удается похищать машины?
– Во многих случаях виноваты сами автовладельцы. Некоторые не хотят тратить деньги на автосигнализацию, другие просто забывают ее включить. Бывает, водители оставляют ключи в замке зажигания, надеясь, что успеют сбегать в магазин или еще куда-нибудь. Прибегают – а машины уже нет! Часть водителей радуют угонщиков неожиданным сюрпризом, оставляя запасной комплект ключей зажигания в бардачке машины. Тут, как говорится, грех не воспользоваться ситуацией.
– Какие марки машин в Алматы угоняют чаще всего?
– Старые “Мазду”, “Фольксваген Гольф-2”, “Фольксваген Гольф-3”, “Ауди-80”, “Ауди-100”, а также различные модели ВАЗ. Эти машины обычно похищают, чтобы потом продать по запчастям. В декабре в Ауэзовском районе Алматы обезвредили группу из двух человек. Они работали по старым машинам и продавали их в Алматинскую область. Машины сбывали по цене от 100 до 130 тысяч тенге за каждую.
– Разве покупатели запчастей не подозревали, что машины краденые?
– Конечно подозревали. Некоторые даже прекрасно об этом знали, но это не останавливало.
– Большая часть угонов совершается без серьезной разведки, преступники угоняют первый приглянувшийся им автомобиль, – продолжает майор Турысбеков. – Как правило, из тех, что хозяева оставляют на парковке возле гипермаркета или во дворе. На угон не оборудованного сигнализацией автомобиля уходит всего около минуты. На отключение систем безопасности опытные угонщики тратят не более 5 минут. Если вы приехали в супермаркет, решили пойти в кинотеатр или на концерт, не стоит оставлять машину рядом. Ведь легко вычислить, сколько времени вас не будет. Лучше оставьте машину в удалении от места, куда приехали. Для парковки выбирайте людные и освещенные площадки. Для вскрытия машины угонщики подбирают ключи, отжимают дверцы или стекла. Затем выводят из строя противоугонные устройства.
Если отключить сигнализацию не получается, они начинают нервировать автовладельца, убеждая его в том, что “охранка” вышла из строя. Например, несколько бросают в авто теннисный мячик или стреляют из пневматического оружия по колесам. Сигнализация, естественно, срабатывает, в итоге раздраженный автовладелец просто ее отключает, чем позволяет преступникам безнаказанно угнать свою машину. В таких случаях следует перегнать машину в другое место. Даже если она была “заказана”, угонщики не станут заниматься ее разработкой. Выходя из машины, надо обязательно забрать с собой ключ зажигания, проверить, закрыты ли стекла, дверцы, капот, багажник и включить сигнализацию. Не надо оставлять в салоне сумки, портфели, сотовые телефоны и другие ценные вещи: они могут спровоцировать на угон. Если среди ночи вас разбудит рев сигнализации, не стоит выскакивать на разборки – вас могут поджидать вооруженные угонщики. Сразу позвоните в полицию.
Известная казахстанская певица и актриса Асель САДВАКАСОВА – водитель с солидным стажем.
– Какие меры предприняли, чтобы защитить машину от угонщиков?
– Если честно, никаких особенных мер я не предпринимала.
– Но сигнализация в вашей машине имеется?
– Да, там стоит заводская сигнализация. В сервисном центре меня заверили, что она очень хорошая и подобрать к ней ключ практически невозможно.
– Где обычно паркуете свой автомобиль?
– У меня машина стоит на охраняемом паркинге. Одна, как правило, не езжу, меня сопровождает охранник, поэтому рядом с машиной всегда кто-то есть.
О советских способах защиты машины от угона, когда сигнализации были и роскошью, и редкостью, напоминает постоянный автоэксперт “КАРАВАНА” – Денис БЕТАНОВ.
На продолжительное время стоянки сливали из бака весь бензин и забирали домой аккумулятор. Известным противоугонным устройством была спрятанная под водительским сиденьем доска с вбитым в нее огромным гвоздем. Тогда в роли сирены выступал сам угонщик. В наши дни некоторые оборудуют салон перцовыми баллончиками, которые автоматически разбрызгивают содержимое при попытке проникновения в машину. Другие выводят на рулевое колесо контакты электрошокера. Но подобные приспособления являются противозаконными, и за них грозит уголовная ответственность! Другие механические устройства использовать можно. На рулевое колесо и на педали ставят специальные блокировочные устройства, а на каждое колесо (для их сохранности) – по паре специальных болтов с нестандартной эксцентрической крутящейся головкой.
Не лишним будет оборудовать машину секреткой – такие самодельные и очень простые устройства использовали еще в советские времена. Секретка – это прерыватель в цепи электрического питания, она ставится в местах, известных лишь владельцу машины. И пока она не включена, завести двигатель не получится. Некоторые собирают свои собственные сигнализации. Их главный плюс – оригинальность изготовления. Угонщики не хотят с ними связываться, так как не знают устройства. И они правы: одни водители устанавливают в машины видеокамеры, подключенные к сирене и прожектору, другие прячут в салоне сотовый телефон с подключенной к нему сигнализацией. В случае попытки взлома телефон звонит на второй мобильник владельца.