Более 4,5 миллионов тенге компенсации уже выплатила пассажирам АО «НК «Казахстан Темир Жолы». Однако, как прогнозируют в компании, эта сумма может и увеличиться: на сегодняшний день к ним обратились 1400 пассажиров, в то время как пострадали от схода грузовых более 3200 человек из 19 пассажирских поездов, передает Caravan.kz.
- По правилам перевозки пассажиров и багажа, каждому пассажиру за каждый час задержки выплачивается компенсация в размере 3% от стоимости билета, - рассказал о том, как рассчитывается компенсация, генеральный директор АО «Пассажирские перевозки» Арман СУЛТАНОВ.
Надо отметить, что вины перевозчика в ЧП нет – авария на перегоне Мойынты – Шыганак 31 июля произошла из-за излома боковой рамы 28 вагона ТОО «Исткомтранс», однако руководство АО «Пассажирские перевозки» еще раз попросило прощения у пассажиров за неудобства.
- Наши поездные бригады делали все, для того чтобы облегчить людям это путешествие. Во многих случаях проводники за свой счет закупили воду и провиант, мы, конечно, уже возместили им эти затраты, - подчеркнул Арман Султанов.
Многие пассажиры отнеслись с пониманием к ситуации.
- В 9 часов утра из-за поломки дороги наш поезд остановился на станции Шыганак. Практически сразу под руководством начальника поезда были организованы вода для всех и легкое питание для детей и пожилых людей. Вскоре приехали машины скорой помощи, которые дежурили. Большое спасибо жителям села Шыганак, которые не только помогали в ремонтных работах, но и принесли казан, в котором готовили для нас всех еду, - говорит пассажирка 86 поезда. (написать ФИО пассажирки)
С благодарностью к проводникам выступили многие пассажиры застрявших в пути поездов. Оказавшись в непосредственной близости к месту аварии, они своими глазами видели то, как стараются расчистить путь рабочие. Постарались железнодорожники создать максимальный комфорт и для тех, кто ждал поезда на вокзале.
- В период задержки поездов на всех вокзалах Казахстана создавались дополнительные условия для комфорта пассажиров. В частности, предоставлялись дополнительные посадочные места в залах ожидания, для пассажиров с детьми, пожилых людей и инвалидов предоставлялись комнаты в гостиницах при вокзале, комнаты матери и ребенка. Были преведены на бесплатный режим работы санузлы, а на вокзалах станций Шу и Шыганак бесплатно также предоставлялись камеры хранения, - говорит исполнительный директор по эксплуатации и развитию вокзального хозяйства филиала «АО «НК «ҚТЖ» - «Дирекции магистральной сети» Жубан КОРПЕБАЕВ.
Для всех пассажиров, ожидающих свои поезд, были организованы сухпайки, а для детей и пожилых – дополнительное горячее питание.
Но, конечно же, всех мучает вопрос: неужели аварии нельзя было избежать?
- Вина частного грузоперевозчика полностью подтверждена. Поэтому все наши затраты мы будем через суд требовать с ТОО «Исткомтранс». А они уже могут дальше судиться с поставщиком вагонов, – говорит заместитель председатель правления АО «НК КТЖ» Марат ШАКЕНОВ.
Злополучный вагон, причинивший неудобство трем тысячам казахстанцев, был произведен в 2009 году на заводе «Азовэлектросталь».
Вместе с тем, как сообщили в пресс-службе национального перевозчика, с 2010 по 2018 годы по причине излома боковых рам производства именно этого завода произошло 14 случаев схода с рельс грузовых вагонов. В итоге несколько лет назад АО «НК «КТЖ» внесло в правительство представление об изъятии из эксплуатации боковых рам, изготовленных в 2009 году заводом «Азовэлектросталь».
Но пока соответствующий запрет будет принят министерством по инвестициям и развитию, он носит рекомендательный характер и многие частные операторы продолжают эксплуатировать опасные вагоны.