Как создавали ОБСЕ

После распада Советского Союза одни региональные организации исчезли, другим пришлось серьезно менять свою тактику и стратегию выживания. Это касается и ОБСЕ. Проблема данной организации изначально состояла в том, что она объединяет слишком разношерстную публику, куда входят как состоявшиеся демократии, так и транзитные государства. С другой стороны, в мире подобных организаций не так много. Тем более что количество проблем на глобальном и региональном уровнях только увеличивается. Взять хотя бы недавний доклад Национального совета по разведке США о будущем планеты на ближайшие полтора десятилетия: предполагается, что к 2025 году обстановка в мире станет более взрывоопасной из-за борьбы за продовольствие, воду и энергоресурсы в случае глобального потепления. В то же самое время агрессивные национальные режимы и террористические группы активизируются и будут иметь больший доступ к ядерному оружию, а американский доллар потеряет роль ведущей мировой валюты. И если мировой финансовый и экономический кризис серьезно изменит экономический и политический расклад сил на международной сцене, то ОБСЕ также придется учитывать этот тренд.

Что касается Казахстана, то наше председательство в этой организации как первого постсоветского государства на этом посту, конечно, привлекло внимание международного сообщества. Тем более что в течение некоторого времени наша республика ассоциировалась только с такими “брендами”, как “нефть и газ”, Семипалатинский полигон, высохшее Аральское море, и т. д. Этот пост должен повысить международный статус Казахстана, который может заявить о себе как о крупном региональном игроке, с которым следует считаться. Благодаря Казахстану, по крайней мере в течение года, проблемы и угрозы в Центральной Азии обсуждались международным сообществом более активно. Взять хотя бы ситуацию в Киргизии.

Однако надо быть реалистами и понимать, что не следует переоценивать этот пост. Председатели ОБСЕ приходят и уходят. Страна-председатель занимает этот пост только один год, в течение которого мало что можно сделать.

Досым САТПАЕВ, директор “Группы оценки рисков”, политолог