Как сохранить здоровое сердце: советы медика с 43-летним стажем

Выпускнице интернатуры приходилось одновременно выполнять обязанности и главврача, и педиатра, и взрослого терапевта, и гинеколога (при амбулатории было пять родильных коек). Причем никаких скидок на отсутствие опыта начинающему медику никто не делал. Каждый раз приходилось брать ответственность и принимать решение.

– Однажды я пришла с вызова, смотрю, наш опытный фельдшер собирается промывать мужчине желудок, готовит раствор марганцовки. А моя наставница Софья Исааковна Баргутина (благодарна судьбе, что во время интернатуры была ее ученицей) всегда учила: проверяй всё сама и всегда бери ответственность на себя. Наверное, поэтому я сказала: “Подождите, я посмотрю, послушаю, пока не промывайте”.

Мужчину доставили прямо с работы, он был бригадиром в строительной организации. Признаки отравления были, но чутье подсказывало: что-то тут не так.

Я несколько раз подходила и прослушивала сердце пациента через обычный фоноскоп. Мужчина отнесся с пониманием, не стал возмущаться: мол, сколько можно слушать. Дело в том, что Софья Исааковна, за которой во время обучения я ходила буквально по пятам, рассказывала, что при инфаркте миокарда от сердца исходит специфический звук: оно будто плачет. Однажды даже дала послушать, когда поступил больной с подозрением на инфаркт. Об этом не написано ни в одном учебнике, не говорилось на лекциях.

И вот у пациента в сельской амбулатории я услышала плач сердца.

Я не могла объяснить это и рассказать коллегам, они бы, наверное, смеялись. Но фельдшеру сказала: не надо промывать желудок, кажется, у мужчины инфаркт миокарда, – вспоминает Гульжан Ханашевна.

Если бы в тот момент медик не настояла на своем, человек мог бы умереть. Хотя брать на себя такую ответственность было непросто. В советское время с больничными было строго, при таком диагнозе полагался 21 день постельного режима с полным покоем. А если он не подтвердится? Забота о сердце

– Но я ему все же открыла больничный на свой страх и риск. Позвонила в Кандагач в шефствующую над нами медорганизацию и обратилась к завполиклиникой Галине Леонидовне Пресняковой. Мол, не знаю, что делать, транспортировать нельзя. Попросила послать кого-нибудь с аппаратом, кардиограмму сделать. А она мне отвечает: “Это единственный у нас аппарат, не могу, милая, им рисковать, вдруг сломается в дороге”. Никто так и не приехал.

Лечила я его 21 день без ЭКГ, просто полагаясь на интуицию, и только из-за услышанного “плача сердца”.

Спустя три недели поехала сопровождать его в районную больницу в Кандагач. Стою, жду, пока обследуют, и думаю: а вдруг не было никакого инфаркта миокарда? Галина Леонидовна сделала ЭКГ и говорит мне: “Молодец, Гулечка! Тут действительно инфаркт”. То есть диагноз подтвердился, и, слава Богу, жизнь пациента была спасена, – вспоминает терапевт.

Опыт, внимательность и неравнодушие всегда помогали медику ставить правильный диагноз.

– В ноябре ко мне обратилась женщина. Говорит, болею с июля, четыре месяца температура не спадает. Показывает результаты обследований. Обошла многих специалистов: ревматолога, гинеколога, инфекциониста, кардиолога, невролога. В общем, все посмотрели, но причину найти не удалось. Прошла лечение в стационаре, но температура так и не спала. Ревматолог порекомендовала обследование в Республиканском диагностическом центре. Моей задачей было отправить пациентку по квоте в Астану.

Посмотрела на результаты обследования и заподозрила бактериальный инфекционный эндокардит. Если объяснять по-простому, то в кровь попал гной.

Пациентка как раз говорила, что до этого делала аборт. Думаю, возможно, возникло септическое состояние. Сказала ей: “Если поедешь в центр, скажи, что есть такое подозрение”. В центре ее обследовали и действительно подтвердили инфекционный эндокардит. Сделали операцию, она с выпиской пришла к нам. Мы продолжаем ее здесь лечить, – рассказывает доктор.

– Сейчас практически нет здоровых людей. Чем, на ваш взгляд, это можно объяснить?

– Во-первых, люди не берегут здоровье. Во-вторых, питание. Сейчас же мало натуральных продуктов. Например, раньше арбуз если резали, то запах чувствовался издалека. А сейчас я, например, опасаюсь покупать фрукты и овощи в супермаркетах. Сколько в Интернете информации о том, чем их обрабатывают… Специально хожу на рынок, чтобы найти выращенные в собственном саду. И молочное тоже нужно есть натуральное, без добавок. Я покупаю с рук, привезенное из подхозов. И из этого молока делаю айран. То, что продается в магазинах, на мой взгляд, делается без соблюдения технологий и нормативов.

Еще одним немаловажным фактором является образ жизни. Сейчас люди нервозные, так как в наш век много стрессов. Казахстан превратился в свалку для опасных и некачественных продуктов

А все эти сотовые телефоны, ускоренный темп жизни и суперсовременная аппаратура негативно влияют на здоровье. Поэтому люди так часто болеют.

Раньше с повышенным давлением и сердечными заболеваниями обращались только пожилые люди, а сейчас полно молодежи. Много случаев заболеваний у детей. Когда в институте проходили по педиатрии тему ДЦП, это были 70-е годы, мы не могли в Актобе найти пациентов с этим заболеванием. А студентам нужно было изучить на практике. В детской больнице одного ребенка с ДЦП с трудом нашли, и то его мама кричала и возмущалась, не давала с ним работать. А сейчас, к сожалению, такой диагноз у многих детей.

– Какие советы дадите читателям?

– Прежде всего – одеваться по сезону. Многие юноши и девушки ходят без головного убора. Это может сказаться на здоровье – если не сразу, то через время. Начнутся головные боли и другие проблемы.

Отдавая дань моде, многие носят короткие майки, оголяя живот, поясницу. Даже зимой так ходят, поэтому у многих почки болят. Гемодиализ стал обычной процедурой, а мы его в свое время даже не видели.

Много проблем могут вызвать вирусные заболевания, поэтому их необходимо долечивать. Например, вирус, поражая поджелудочную железу, вызывает нарушение выделения инсулина. Это может дать начало сахарному диабету. Некоторые грипп сразу лечат антибиотиками. Это тоже неправильно. Антибиотики нужны при воспалительном процессе. А саму вирусную инфекцию надо лечить противовирусными препаратами.

– Что посоветуете для профилактики вирусных заболеваний, учитывая, что сейчас весенний период?

– Прежде всего, это, конечно, личная гигиена. Во время сезона вирусных заболеваний нужно мыть хозяйственным мылом или полоскать пищевой содой полость носа и горло: если вирус попал, он не активизируется. Сода – это вообще уникальное, безвредное и дешевое средство. Посуду нужно мыть именно содовым раствором. Пищевая сода, кстати, один из главных врагов туберкулезной палочки. Ну и, конечно, надо придерживаться здорового образа жизни.

АКТОБЕ