Как социальные сети помогают сдать экзамены

Однако и дети, и родители, и учителя вынуждены мириться с бессмысленным порядком. Каждый выкручивается, как может.

В выпускных классах российских школ начался очередной сезон сдачи единых государственных экзаменов (ЕГЭ). Большинство россиян к этим экзаменам продолжает относиться без энтузиазма, но растет и число их сторонников, пишет русская служба BBC.

ЕГЭ проводится преимущественно в форме стандартизированных тестов и с прошлого года стал единственной формой аттестации выпускников российских школ.

По итогам этих экзаменов выпускники школ имеют возможность поступить в российские вузы: большинство прежних вступительных экзаменов отменено, хотя наиболее престижные университеты, в основном в Москве и Санкт-Петербурге, добились права оставить себе несколько дополнительных испытаний.

За прошедший год выросло число и тех, кто одобряет это нововведение, и тех, кто против него возражает. По данным опроса Левада-Центра, который проводился 21-25 мая, 43% россиян отрицательно относятся к введению ЕГЭ, а 34% - положительно. Год назад аналогичные показатели составляли соответственно 40% и 28%.

Критики ЕГЭ считают, что тесты не отражают уровень знаний выпускников, не гарантируют от мошенничества и при этом подвергают подростков чрезмерному стрессу.

Тесты ЕГЭ в самом деле сложны технически: в руководствах по заполнению экзаменационных форм указано, что пользоваться можно только черной ручкой (ни в коем случае не синей или другого цвета), при выборе ответа надо ставить именно крестик (не галочку или другую отметку).

Никакие помарки не допускаются, "линия метки в полях не должна быть слишком толстой", а "если ручка оставляет слишком толстую линию, то вместо "крестика" можно провести только одну линию по любой диагонали квадрата", уточняется в правилах.

Некоторых выпускников эти сложности, очевидно, отвлекают.

Честность

За этот год результатов еще нет, а в прошлом году многих удивили высокие оценки по ЕГЭ из республик Северного Кавказа; некоторые из них были позже пересмотрены.

Утверждалось (хотя эти утверждения были опровергнуты Рособрнадзором), что в московские вузы приходили абитуриенты с максимально возможным баллом по русскому языку, но при этом с трудом пишущие по-русски.

Впрочем, не обошлось и без официальных разоблачений. Рособрнадзор признал, что в 2009 году он перепроверил и не подтвердил половину 100-балльных результатов по биологии и истории в Республике Адыгея.

В качестве одной из целей ЕГЭ заявлялось снижение уровня коррупции в российской системе образования.

До введения единых экзаменов школы ничего не теряли, закрывая глаза на списывание, шпаргалки и прочие проявления жульничества при сдаче выпускных экзаменов, а порой учителя сами активно помогали ученикам.

Теперь тесты ЕГЭ обязательно сдаются не в своей школе, а в другой (ученики каждой школы для сдачи экзаменов распределяются по соседним), а проверка большинства заданий автоматизирована.

В тесте по русскому языку нужно написать краткое эссе заданной структуры в ответ на вопрос по русской литературе. Это эссе оценивают независимо друг от друга два эксперта, в случае большого расхождения в их оценках, привлекается третий эксперт.

Мобильность

Организаторы экзаменов тщательно следят за тем, чтобы экзаменуемые не имели при себе во время тестов мобильных телефонов и любых предметов, которые могут использоваться как шпаргалки, списать у соседа тоже затруднительно, рассказал bbcrussian.com выпускник школы в Подмосковье Ярослав (фамилию он просил не называть).

Высокие баллы могут подпасть под подозрение – Рособрнадзор уже пообещал перепроверить лучшие результаты тестов по биологии, литературе и информационным и коммуникационным технологиям – эти дисциплины сдавались в этом году первыми.

"Да, там, где ЕГЭ работает штатно – а кое-где он работает штатно, это без сомнения так, - получают шансы люди, которые иначе шансов бы не получили", - признает известный критик госэкзамена, научный редактор журнала "Эксперт" Александр Привалов.

Тем не менее, такая ситуация – это скорее исключение, чем правило, считает Привалов.

"Равные возможности оказались равными разве что в том смысле, что в равной степени покупаются результаты ЕГЭ во всех регионах страны, причем в наихудше развитых регионах они покупаются с наибольшей легкостью", - сказал он.

Вообще говоря, еще одной из целей введения ЕГЭ было повысить мобильность населения: результаты можно отправить по почте в любой вуз страны, и у выпускника из отдаленного региона появляется шанс поступить в вуз в другой части страны.

В прошлом году вузы в Москве и Санкт-Петербурге сообщили, что они приняли больше абитуриентов издалека – правда, тут же возникла проблема с нехваткой мест в общежитиях.

Без репетиторов не обойтись

С введением единых для всех экзаменов высветилась еще одна проблема: среднестатистическому выпускнику школы сдать ЕГЭ не так уж просто.

Отчасти так и должно быть – неудовлетворительные оценки школьных выпускных экзаменов были редкостью, потому что это было невыгодно ни выпускнику, ни администрации школы, но ЕГЭ – это аналог не столько выпускных, сколько вузовских вступительных экзаменов, а там требования всегда были выше.

Но если раньше к поступлению в вуз можно было подготовиться при помощи репетиторов, которые целенаправленно готовили к тем заданиям, которые использовались на вступительных экзаменах, то теперь их, очевидно, недостаточно, и сторонники ЕГЭ говорят, что это уже шаг вперед.

Анатолий Каспржак, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, много лет работавший директором средней школы, получил жалобу от одного из своих бывших учеников, который теперь ломает голову, как устроить в вуз собственных детей.

"До того, как ЕГЭ был введен, ему было ясно, как он должен решить вопрос поступления своего ребенка в институт. Он знал, что у него есть определенные получестные ходы, чтобы его ребенок без особых стрессов поступил в институт. Подготовленный ребенок – с репетиторами занимавшийся... На сегодняшний день эта ситуация стала более прозрачной", - отметил Каспржак.

В сложившейся ситуации в России возник ажиотажный спрос на репетиторов и пособия по подготовке к ЕГЭ, теперь такие наставники нередко рекрутируются из авторов тестов.

Пуговицы Чичикова

Существует распространенная точка зрения, что ЕГЭ подменяет глубокое понимание изучаемой дисциплины механическим заучиванием.

Только 12% опрошенных Левада-Центром считают, что ЕГЭ оценивает знания лучше, чем обычные экзамены, 41% считает, что хуже.

Даже в точных науках тесты не могут проверить, к примеру, знание доказательств теорем в математике.

Применимость тестов к гуманитарным наукам вызывает сомнение у еще большего числа людей.

Российский министр образования Андрей Фурсенко в среду был вынужден уверять депутатов Госдумы, что в тесте по литературе не было вопросов типа: "Сколько пуговиц было на сюртуке у Чичикова?"

Те, кто сдавал ЕГЭ, сетуют скорее на то, что для подготовки необходимо освоить большой объем материала. К примеру, тест по русскому языку содержит задания по темам из учебников за девять лет.

ЕГЭ по русскому языку и математике обязателен для всех выпускников, между тем, "по алгебре есть такие задания, которые ты вообще не проходишь в школе", - отметил Ярослав.

По английскому языку (это испытание по выбору), по его словам, экзамен основан на тестах, принятых для иностранцев в Великобритании – уроки английского в большинстве российских школ не позволяют овладеть языком на таком уровне.

Вредные пособия

Как выясняется, не все из изданных в последнее время пособий для подготовки к ЕГЭ одинаково полезны.

Фурсенко сказал, что мифы про вопросы о пуговицах Чичикова распространяют издатели пособий, не прошедших одобрения минобразования.

"Эти издания, которые подбрасывают такие вопросы, служат не подготовке ребят, а исключительно провокацией, чтобы ребят сбить с толку", - сказал министр, призвав выпускников готовиться только по официально одобренным пособиям.

Если присмотреться к результатам опроса Левада-Центра, за прошедший год в России стало больше не только противников, но и сторонников ЕГЭ. Причем тех, кто поддерживает идею единого госэкзамена больше среди молодых и обеспеченных.

Но и оппоненты и приверженцы ЕГЭ признают, что очень многое еще нужно сделать.

"Говорить о том, что в нашей стране, в которой нарушение закона является доблестью, единый государственный экзамен был бы оазисом чистой процедуры, - наверное, было бы наивно", - считает Каспржак.