В минувшее воскресенье казахстанцы избрали новый состав мажилиса. Партия “Nur Otan” оккупировала в нижней палате парламента 76 кресел, “Ак жол” – 12, Народная партия – 10. “Ауыл” и “Адал” до 7 процентов голосов (проходной балл) не дотянулись. Не по сенькам шапка оказалась.
У трех триумфаторов в программных документах всё было изложено более-менее внятно и понятно. Более того, они регулярно возбуждали мозги избирателей новыми инициативами и предложениями, вступали в перепалки и перестрелки с правительством. В общем, занимались тем, чем и положено политическим партиям. В отличие от “Ауыла” и “Адала”, которые проснулись, когда поезд ушел и молоко сбежало. Сани-то готовить надо летом, а не тогда, когда и боржоми пить поздно.
Что изумило, так это реакция наблюдателей от Евросоюза на итоги выборов.
Сначала во вторник они заявили, что организация их была “эффективной”. А потом – что “наблюдались системные недостатки”. Например, “отсутствие новых партий”. Что за вздор! Тут 2 не очень новые, но всё равно не очень хорошо известные гражданам партии не сумели убедить избирателей в необходимости своего присутствия в главном законодательном органе страны. И зачем тогда непонятные коты в мешке, то есть в бюллетене?
Да, к “беспокойству” ЕС по поводу выборов в Казахстане вчера присоединилось и посольство США в РК.
Напоминаю: в просвещенной и толерантной Америке всего 2 партии. В Англии – 4. В ФРГ – штук 6–7, но в бундестаг проходят лишь 3–4. При этом только “Альтернатива для Германии” – новая, остальные – старожилы. Почему это не тревожит наблюдателей от ЕС? Они там в своих брюссельских кабинетах на Альфе Центавра ни разу об этом не знали?
Но еще больше удивили бывшие коммунисты, а ныне просто Народная партия. В среду на внеочередном съезде новый-старый депутат мажилиса Ирина Смирнова начала раздавать портфели вероятным министрам – по закону вместе с новым парламентом формируется новый состав правительства. “Назгуль Магжан могла бы возглавить министерство труда… Министром финансов мог бы стать Ерлан Смайлов… Премьер-министром предлагаю Айбека Паяева”.
Сегодня парламенту предложат список кандидатов на министерские посты. Посмотрим, кто останется на своих местах. Возможно, узнаем новые имена. А заодно – какая баба Ванга из Смирновой…
Во вторник на заседании правительства обсуждали экономические итоги 2020 года. С восторженным докладом выступил министр национальной экономики Руслан Даленов. По его словам, ВВП страны хотя и сократился на 2,6 процента, но реальный сектор вырос на 2 процента. Строители, аграрии, обрабатывающая и легкая промышленность, транспорт и другие отрасли давали плюсы!
При этом, если верить Руслану Ерболатовичу, торговля, а также сферы искусства, развлечений и отдыха показали прирост – 17 процентов.
Тут я ненадолго впал в ступор: рынки-базары, супер- и гипермаркеты на выходные в период карантинов закрывали. Да еще и время работы им ограничивали. Где тут логика, г-н министр? Или вы явно что-то более приятное недоговариваете на фоне роста цен на еду? Владельцы магазинов Костаная протестуют против произвола мониторинговых групп
А взять кафе, рестораны, караоке-клубы, кино- и просто театры – это же зоны отчуждения даже в последние месяцы. Где рост? Гостиницы – какой туризм? Редких командированных встретить там – всё равно что йети в своем подъезде. А вот в то, что отечественная фармацевтика показала рост в 47 процентов – верую. Вот что ковид болезнетворный делает! Даже у самого плохого однажды бывает хороший конец.
Да, о тлетворном. В среду наш минфин объявил об уничтожении в Алматы партии героина весом 1,1 тонны – рекорд для СНГ! “Наркотики изъяты в результате международной операции со спецслужбами Германии, России, Беларуси, Литвы, Польши и Нидерландов”. Хм-м-м… Какой-то странный детектив. “Дурь” прибыла из Ирана в наш порт Актау в конце 2019 года. Потом ее доставили в Алматы. В итоге в ФРГ хлопнули заказчиков груза – граждан Турции.
Отсюда вопросы. Если товар для Нидерландов, почему его арестовали в Германии? Потому что в Голландии своей марихуаны хватает?
Почему немцы не стали утилизировать героин у себя, а отправили его в Казахстан для “смертного приговора”? Это же дорого? Почему минфин РК и КНБ так долго молчали об этом подвиге? Наконец, если это была “контролируемая” поставка, то можно ли говорить, что были и неконтролируемые?..
Наверное, это совпадение. Во вторник исполнительный директор Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Генриетта Фор призвала правительства стран мира открыть школы для детей и сокращать дистанционку. Иначе “последствия будет испытывать не одно поколение… Возможно, нужно организовать дополнительные уроки”. В этот же день вице-министр образования и науки РК Шолпан Каринова заявила, что в III учебной четверти школьники 1–5-х и 9–11-х классов продолжат обучение в традиционном формате. Но каждая школа сама будет определять, как сеять разумное, доброе, вечное и безопасное с точки зрения вируса.
А что поделать? Мы всегда должны делать выбор между Харибдой хотелок и Сциллой возможностей. Не важно – выборы в парламент, отчет об успехах в экономике или онлайн-оффлайн. А ковид что-то спишет?
Алматы
STunik@caravan.kz