Как рождается сказка

Под его руководством возникает чудесный лес, где разговаривают и зайцы, и белки. Словом, он творит сказку.

Корреспондент “Каравана” побывала на репетиции, где завершается подготовка новогодней премьеры.

Среди людей, сплошь одетых в демократичные джинсы, невозможно узнать будущих персонажей сказки – пока работа идет без костюмов и декораций.

– В этом году мы представим детям спектакль “Новогодняя хлопушка” по сказке Ольги Розум, – приоткрывает тайны будущего праздника Андрей Глушков. – Она рассказывает о новогодних чудесах и о дружбе. Тут веселая компания – Котенок, Заяц, Белочка, Дедушка Мороз и хитрый коварный Лис.

Но вот какие именно приключения ожидают героев этой истории, до премьеры – секрет! По приглашению Глушкова актрисы-”елочки” выстраиваются в ряд, прислушиваясь к жалобам маленького Котенка, который в самый канун праздника заблудился в лесу.

– Стандартное время для постановки спектакля – что детского, что вечернего – составляет 35–40 дней. При работе над детскими спектаклями возникают свои сложности, потому что здесь должно быть очень много музыки и танцев.

Впрочем, этих самых “сложностей” у театральной труппы – двойная порция. Ведь театр им. Ф. М. Достоевского каждый Новый год дарит малышам сразу две сказки. В фойе на втором этаже устанавливается большая елка и разворачивается целая череда сказочных событий. Именно сюда приходят Дед Мороз со Снегурочкой, которые в завершение интермедии приглашают ребятню в зрительный зал, где их ждет главный подарок волшебного Дедушки – сказка.

– Это давняя традиция наших новогодних утренников, – продолжает Андрей Глушков. – Детям интересно не только сидеть в зале и смотреть, что происходит на сцене. Им необходимы движение и общение. Это и становится возможным на интермедиях вокруг елки, где происходит непосредственный контакт персонажей и детей. Малыши могут дотронуться до каждого из любимых мультипликационных или сказочных героев, поговорить с ними.

– А бывало так, что дети вмешивались в сюжет?

– Когда к главному герою подкрадывается сзади отрицательный персонаж, дети в зале кричат: “Сзади Баба-Яга!”. Они сопереживают, им хочется помочь герою. Конечно, все понимают, что на сцене – актеры. Но дети же приходят в театр за чудом. Малыши охотно включаются в игру. Кроме того, в сказках все персонажи живут именно детскими эмоциями, впечатлениями, ощущениями.

Между тем актеры веселятся над Зайцем, которого будет играть Игорь ИЛЮХИН. По сюжету его персонаж, готовясь к карнавалу, переодевается в Волка и сталкивается в лесу с Котенком (Елена ДРУЧИНИНА). Но длинные белые уши потешно торчат из-под муляжа волчьей головы и тут же порождают комментарии коллег по поводу нелегкой заячьей судьбы… Режиссер водружает волчью голову на себя и вместе с актером определяет интонацию разговора длинноухого героя.

– Говорят, как-то была история, связанная со сказкой, испугавшая врачей?

– Этот случай произошел с замечательным актером, ныне покойным Геннадием СТЕПАНОВЫМ. Во время репетиции сказки “Лесные приключения”, где он играл Волка, артист неудачно выпрыгнул из дупла, упал и сильно раздробил руку. Подъехали врачи “скорой”, интересуются у Степанова, что с ним. А он, страдая от боли, рассказывает: “Я – Волк, сижу в дупле, мимо бежит Заяц, я выскакиваю, но цепляюсь за ветку, падаю...”. Можно понять врачей, которые хотели сначала везти пациента не к хирургу, а к другому специалисту.

Несколько лет назад именно сказка помогла актеру Андрею Глушкову попробовать себя еще в одной роли – режиссера:

– Ставилась “Сказка о царе Салтане”. Режиссер Геннадий Федоров предложил ассистировать. А в какой-то момент сказал: “Давай, репетируй, а я буду просто контролировать”. Так я начал пробовать ставить спектакли.

– Как коллеги воспринимают вас, когда из партнера по сцене превращаетесь в постановщика?

– С доверием. У нас же не только я ставлю спектакли. Этим занимались и другие актеры – Саша СУХОВ, Аня ЮДИНА. Режиссер – это прежде всего организатор. Артисты понимают, что кто-то должен организовывать процесс, иначе будет бардак.

К слову, одна из отличительных черт этого театра в том, что здесь нет постоянного режиссера. Руководство дает возможность актерам попробовать себя на режиссерском поприще, в Семей приезжают приглашенные режиссеры. Для самого Глушкова нынешний год стал временем ярких постановок. В феврале семейчане аплодировали спектаклю, поставленному им по пьесе Клода Манье “Оскар”, а в июле – постановке по чеховским водевилям “Покорнейше прошу…”. Под конец наступающего года театральный занавес на семейской сцене раскроется перед новой Глушковской постановкой – на сей раз сказочной.

– В жизни должно быть место сказке?

– Конечно! А не то быт заест наше сознание.

Семей