Как рост населения Казахстана мешает работать нашим чиновникам

Но рост населения – это не всегда торжество. Особенно для министерства образования и министерства финансов. Для первого это означает, что число школьников, которых надо учить, увеличивается. А это новые учебники, которые надо написать и издать, новые учителя, которых надо готовить. И новые школы, которые надо построить. На все это нужны деньги, которых у министерства финансов всегда не хватает.

Каждая из описанных задач уже овеяна скандалами. Причем самыми разными. По Конституции среднее образование у нас в стране бесплатное. Это означает, что и учебники для детей тоже должны быть бесплатными.

Спрогнозировать, сколько книг нужно напечатать на новый учебный год, – задача примитивная. Комитет по статистике четко знает, сколько детей родилось в конкретный год в конкретном регионе. Один учебник служит пять лет. Но… Мы уже привыкли, что их на всех не хватает.

Сейчас в школах учится 2,8 миллиона детей. Через 3–4 года их будет уже 3,5 миллиона. Если не решить эту проблему сейчас, завтра потребуется больше денег. Наверняка полетят головы в министерстве образования. Наказанные будут говорить, что безвинно пострадали. Но по-настоящему пострадают дети, которые не смогут получить нормальное образование.

Учителя? Та же проблема. Сегодня в Казахстане не хватает примерно 5 тысяч учителей. По всем специальностям: начальных классов, математики, русского и английского языков, физики, химии и музыки.

При этом вузы выпускают по 40 тысяч педагогов в год. Куда они растворяются? Воистину загадка! Ответ снова в деньгах.

По словам министра образования и науки, средняя зарплата учителя составляла 99 тысяч тенге. Учитывая, как наши чиновники любят считать средние показатели, можно предположить, что в реале обычный школьный учитель получал 80–85 тысяч. Это раза в полтора меньше, чем средняя зарплата по стране. Простой рабочий на конвейере может заработать больше. Но цена его подготовки раз в 15 меньше, чем обучение учителя. От чего надо избавить казахстанских учителей, чтобы они не были “загнанными лошадьми”

Тогда зачем студенту тратить четыре года свободы и нервов, если его ждет работа без благополучного будущего? Он лучше пойдет торговать. Там точно пригодятся подвешенный язык и умение считать.

С другой стороны, увеличение числа школьников до 3,5 миллиона – это рост на 25 процентов. Именно на столько увеличится нагрузка на учителя через 3 года, если ничего не делать. И на столько, возможно, упадет качество образования.

Школы? Наверное, самый простой пункт. Построить несложно. Это типовое здание с небольшой спецификой. Но их тоже не хватает.

В прошлом году было 127 заведений с трехсменным обучением. Еще 64 здания – аварийные. Два года назад по программе “Нұрлы жол” началось строительство новых. Всего будет построено 116 школ в шести регионах. На карте это выглядит как пояс, стягивающий страну, – ЮКО, ВКО, Алматинская, Жамбылская, Кызылординская и Актюбинская области. Здесь детей рождается больше, чем в других регионах.

Снижение качества бесплатного среднего образования стимулирует рост платного.

Рынок частного среднего образования будет расти на 2–4 процента в год, считают в Ассоциации частных организаций образования. Доля этого рынка пока невелика – менее 1 процента. Однако он бурно растет. В деньгах за прошлый год рост составил 28 процентов.

Другими словами, если зарплату учителям в государственных школах не поднимать, лучшие постепенно перетекут в частные заведения. Тогда ни о каком бесплатном образовании вообще не придется говорить. Его попросту не будет.

Будет лишь времяпрепровождение детей в зданиях, которые назывались школами.

С вузами почти такая же ситуация. Сегодня в стране 127 высших учебных заведений – национальных университетов, академий и институтов. Но вот засада – число студентов постоянно падает! За пять лет армия учащихся вузов сократилась на 150 тысяч человек.

Причина простая: демография! Студент сегодня – это человек в возрасте от 17 до 25 лет. То есть он родился в 1995–2000 годах. Именно на это время пришелся максимальный спад рождаемости в Казахстане.

Тогда в год появлялось на свет чуть больше 220 тысяч детей. Нормальная рождаемость для нашей страны – около 350 тысяч. 130 тысяч неродившихся в год – очень большой зазор. Провал продолжался до 2008 года. Значит, число студентов будет сокращаться до 2025 года.

Одновременно тысячи юношей и девушек едут учиться за рубеж. В прошлом году уехало около 30 тысяч. В основном в Россию. Проблема в том, что никто не знает, сколько человек реально учится за пределами Казахстана, по каким специальностям. И главное, сколько из них вернется на родину с дипломом? Вузеры: почему обладатели грантов не могут найти работу в Казахстане

Лучших из них завлекут на новом месте. Это нормальная практика. Те, что поплоше, пополнят рынок невостребованных специалистов.

На этом фоне минобразования резко повысило стоимость грантов для студентов. Вузы используют гранты как ориентир для определения стоимости платного обучения. Рост цены в 2 раза в прошлом году одним махом отрезал от высшего образования большую часть молодых казахстанцев, для которых образование – самый быстрый социальный лифт и надежда их родителей.

Кстати, в армию у нас тоже конкурс. Два абитуриента-неудачника на место. А все ради чего? Армия дает право пойти на госслужбу! Это тоже социальный лифт, но со своими лампасами.

Как-то не хочется верить, что в Астане не видят всех этих проблем. Но факты говорят, что образование в нашей стране постепенно становится не всеобщим, не бесплатным и недоступным. И среднее, и высшее.

Алматы