Как россияне, украинцы и белорусы воруют наши деньги

Преступники разрабатывают всё новые схемы и делают всё, чтобы их предложение выглядело правдоподобным. Избирательно подходят и к выбору жертвы. Одной из них должен был стать и корреспондент “КАРАВАНА”. Обманщица клюнула на объявление о продаже комбинезона на ребенка от 2 лет и думала, что легко разведет мамашу в декрете…

Еще до новогодних праздников решила продать детский комбинезон и на одном из популярных сайтов разместила объявление о продаже. И всего через час в WhatsApp написала потенциальная покупательница.

– Здравствуйте, увидели ваше объявление, цена устроила. Скажите, еще не продали комбинезон? – спросила покупательница. – Всё в хорошем состоянии? Очень понравился.

Сначала мне подумалось, что мое объявление “зацепило”, и, как честный продавец, я даже сняла для нее видео комбинезона, где рассказала, как что пристегивается, что нет ни одной дырочки, все швы целые. Но следующее сообщение немного насторожило.

– Я бы приобрела, только один нюанс: мы находимся в Актобе, – написала девушка. – Но можно сделать доставку, я сама закажу курьера? Сразу заплачу за товар и за курьера.

"А смысл покупать вещь в Костанае, да еще и платить за курьера, – подумалось мне. – Неужели в Актобе нет хороших комбинезонов?".

Но решаю продолжить переписку и выяснить, что еще предложит покупательница. Интересуюсь, что нужно от меня? И тут началось... Сначала пришел скриншот якобы с сайта Казпочты о плюсах работы с курьером. И вопросом: “Вас устроит? Курьер из дома заберет”. Получив в ответ: “Ну давайте попробуем”, девушка попросила указать имя и полный адрес. Конечно, написала выдуманную фамилию и адрес. И уже через 2 минуты мне прилетела ссылка с надписью “получение средств – отслеживание посылки”.

– Оплатила, вы можете получить деньги на карту по ссылке. Если будут какие-то вопросы, я вам помогу, – отметила покупательница. – Заберите деньги, пожалуйста, и ждите звонка от курьера.

Ну что ж, идем до конца: перехожу по ссылке, сверху знакомый логотип и английскими буквами надпись “Kazpost”, после “получение средств”, “онлайн-оформление”. Ниже надпись “Посылка”, где указано название товара с галочкой в графе “Оплачено”, прописаны стоимость, вес, данные и адрес отправителя и получателя. Казалось бы, страница для оформления посылки, как у Казпочты. Вот только почему-то в этом бланке значился только номер телефона получателя, а как курьер должен был с отправителем связаться, осталось непонятным.

Снизу манила синяя кнопка “Перейти к получению”. Нажимаю. На следующей странице нужно было заполнить графы – номер карты, срок действия, CCV-код. Это уже слишком!

Решила указать данные карты Казпочты, на которой было 616 тенге. Если и украдут, то немного. Честно всё заполнила. Но самое интересное было ниже – графа с названием “Остаток средств на карте”. Написала правду.

– Интересно, а зачем вам знать, сколько у меня денег на карте? – задала я вопрос вслух.

И тут же пришел скриншот от Гаухар, так обозначила себя получательница в бланке, с подписью “Вот что прислали из техподдержки”. В скриншоте было много замудренных фраз, но главная гласила, что для проведения операций на карте должно быть не менее 20 тысяч тенге.

– Можете, пожалуйста, пополнить свою карту или использовать другую, – уговаривала девушка. – Пожалуйста, пополните на время карту, и вам переведут деньги. Вам должен прийти код. Если он не пришел, проверьте, правильно ли вы указали данные карты.

На мои заявления, что всё верно, а код не приходит, девушка несколько раз просила всё перепроверить и снова скидывала ссылки для перехода на сайт. Пока потенциальная покупательница ждала от меня сообщение с полученным кодом, я зашла на официальный сайт Казпочты, чтобы самой попробовать заказать курьера и посмотреть, как работает эта услуга. Действительно, вызвать курьера на дом можно. Только в бланке указываются совсем другие данные и обязательно – номера телефонов, как получателя, так и отправителя.

И если у покупательницы в ссылке был логотип с надписью Kazpost, который уже всем примелькался, то на официальном сайте оператора связи и в приложении надпись Post.kz.

После заполнения граф с указанием городов, появились расценки за работу курьера. В зависимости от способа и срока доставки нужно было заплатить от 1,5 до 4 тысяч тенге. Стоит ли заморачиваться и переплачивать, если за эти деньги можно купить вещь в своем городе? "У меня везде сидят свои люди-наркоманы, которые сделают все, что угодно" - дерзкий кибермошенник

– А вы можете отменить заказ и вернуть свои деньги? – поинтересовалась я.

– Простите, но я уже перевела деньги на сайт Казпочты, вам только забрать надо, – написала девушка. – Вернуть деньги смогу только через двое суток. Войдите в положение.

А через несколько минут покупательница и вовсе написала, что на карту Казпочты перевод невозможен. И поинтересовалась, есть ли у меня карта другого банка? Услышав, что таковой нет, она просто перестала читать все остальные мои сообщения.

Простой вариант с обманом мамаши в декрете, которая хочет продать комбинезон, не выгорел. А так хорошо было всё подготовлено: похвала товара, вежливость покупателя, быстрое получение денег и приезд курьера за вещью. Продавец тратит лишь несколько минут, чтобы указать данные карты, а потом рвет на себе волосы от SMS, что на его счете нуль.

Мне подумалось: наверное, с таким обманом сталкиваются многие, кто размещает объявления о продаже чего-либо. Официальная статистика подтвердила мои предположения. Оказалось, что в 2020 году в Костанайской области количество мошенничеств увеличилось на 45 процентов.

– По итогам 11 месяцев года преступления по интернет-мошенничеству продемонстрировали существенный рост с 776 до 1 125 фактов, – рассказал на брифинге в РСК исполняющий обязанности начальника ДП Костанайской области Кайрат ДЮСЕМБЕКОВ. – С начала года полицейские региона установили 72 интернет-мошенника, которые совокупно совершили 264 эпизода. Как показал анализ абонентских номеров, которые были использованы при совершении таких преступлений, большая часть мошенников находится за пределами нашего региона: в иностранных государствах, других областях республики, что существенно усложняет изобличение преступников.

По статистике полицейских, из 1 125 фактов наибольшее количество совершено из России – 259 случаев, Украины – 67, Беларуси – 43. Среди казахстанских городов 42 мошенника – из Алматы, из Тараза и Уральска – по 14. По словам полицейских, главным условием, которое способствует совершению интернет-мошенничеств, в одних случаях является чрезмерная доверчивость граждан, в других – стремление к легким деньгам, невзирая на сомнения и риск. Так что при покупке или продаже чего-либо стоит быть внимательным.

КОСТАНАЙ