Известно, что образование – это элемент «мягкой силы», ведь получившие диплом в России специалисты затем станут проводниками идей Москвы в своей стране. В этом отношении авторы российского издания "Взгляд" порассуждали на тему того, как повысить престиж российского высшего образования у иностранцев.
Не менее 270 тыс. иностранных студентов сейчас проходят обучение в России. Из них порядка 18 тысяч обучаются по квоте правительства, сообщил глава Россотрудничества Евгений Примаков на пресс-конференции, посвященной итогам отборочной кампании иностранцев на обучение. По словам Примакова, из 18 тыс. мест, которые выделены в качестве квоты российского правительства, примерно 14 тысяч распределяет Россотрудничество.
Глава ведомства отметил, что места в вузах распределены среди студентов почти из двух сотен стран мира – в том числе таких далеких от России, как Аргентина, Перу и Маршалловы Острова. «В первую очередь нас, конечно, интересует пространство ближнего зарубежья. Из 80 тыс. заявок для участия в отборочных мероприятиях около 30% поступили из стран СНГ. Больше всего – из Таджикистана», – рассказал руководитель Россотрудничества.
Большое число заявок подают из Узбекистана, Казахстана, Туркмении, а также из стран дальнего зарубежья – Египта, Сирии, Афганистана, Судана и Китая, указал Примаков.
«Многие из этих стран, которые вроде бы не СНГ, имеют прочные политические связи, контакты с Россией, там развивается бизнес наших компаний», – заметил Примаков. Добавим, что весной сообщалось: квота правительства России для поступления белорусских студентов в российские университеты в этом году вырастет в два раза – до 700 мест.
В том числе для распределения мест по квоте в этом году был запущен портал Educationinrussia.com – «Образование в Российской Федерации для иностранцев», отметил Примаков. Этот сервис позволяет подать заявку на обучение в России и пройти первую стадию отбора, которую реализуют российские диппредставительства.
Наиболее востребованные специальности среди иностранных студентов, по словам Примакова, клиническая медицина, экономика и управление, информатика и вычислительная техника, политические науки и регионоведение, языкознание и литературоведение. Достаточно популярным остается и обучение по специальности «специалист по русскому языку».
По информации Минобрнауки, в зарубежных филиалах российских вузов и совместных образовательных организациях РФ учатся более 32 тыс. студентов. Больше всего студентов в филиалах российских вузов обучаются в Киргизии и Таджикистане – более восьми тысяч человек в каждом государстве, чуть менее шести тысяч учатся в Казахстане. Напомним, что филиалы МГУ работают сегодня в пяти странах СНГ – в Закавказье и Средней Азии. Кроме того, Университет нефти и газа имени Губкина открыл филиал в Ташкенте, а в 2008-2012 годах его филиал работал в Ашхабаде.
В отличие от славянских республик СНГ, азиатские в целом сохранили преданность российскому образованию, считают авторы материала. Казахстанская молодежь массово уезжает в Россию: в чем мы проигрываем нашему северному соседу
Казахстанский политолог Марат Шибутов называет РК «чемпионом по числу студентов в России». «Уже восемь лет Казахстан занимает первое место по этому показателю. Казахские студенты – это четверть от всех иностранных студентов в России. До пандемии их было 75 тысяч, то есть каждый четвертый иностранный студент», – сказал эксперт.
«В университетах Китая, как и России, выделяют гранты на обучение иностранных студентов, бакалавров, но родители, которые сами получили высшее образование в России, стремятся туда же отправлять своих детей. Кстати, в отличие от московских, сибирские вузы отлично работают над привлечением абитуриентов, мечтающих остаться в России насовсем. И студенчество становится базой для общей миграции», – говорит Шибутов.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Нелли Семенова считает, что в Средней Азии популярность российского образования хотя и высока, но она не растет из-за конкуренции с западными и китайскими университетами. По ее словам, студенты из среднеазиатских стран редко рисуют себе «образ будущего», связанный с Москвой или Петербургом.
«Я периодически общаюсь с московскими студентами из Средней Азии и вижу у них огромные, непонятно на чем основанные амбиции. Для них Россия – «перевалочная база»: закончить бакалавриат – и отправиться дальше. При этом стоимость обучения во многих столичных вузах сравнялась с обучением на Западе, а также дороговизна жизни в Москве и Питере дополнительно демотивируют ребят оставаться у нас. Кстати, по той же причине все больше среднеазиатов выбирают для обучения не Москву, а Ростов-на-Дону и другие города, где и учиться, и жить дешевле», – рассказывает Семенова.
В исследовании Ассоциации имени Громыко упоминается всплеск числа студентов из Таджикистана, напоминает специалист. Однако этот приток объясняется финансовой поддержкой самого государства.
«Таджикистан – одна из беднейших постсоветских республик. Там правительственные программы субсидируют для студентов образование. За свои деньги тамошние абитуриенты больше никуда не могут поехать. В Казахстане, например, другая ситуация: там студенты выбирают примерно в равных долях обучение в России и в США, меньше – в Китае», – отмечает Семенова.
Эксперт отмечает, что для казахов все более привлекательной становится даже не Китай, а Япония. Причем – тоже в качестве еще одной ступени перед переездом в США. Остаться же в России мечтает в основном другая категория – молодые среднеазиаты без образования, приехавшие в нашу страну просто на заработки.
По ее мнению, в последние десятилетия «мягкая сила» России в бывших советских республиках ослабевает.
«Все меньше молодых из ближнего зарубежья знают русский язык, русскую культуру. Дело даже не в качестве российского образования, которое, увы, не улучшается, а в отсутствии финансовых программ, стимулирующих обучение по российским лекалам. Конференции, встречи, популяризация языка, которой занимаются, например, в фонде «Русский мир» – это хорошо, но мало, и качественно не меняет ситуацию. Все упирается в финансирование: нужны льготы, квоты на бюджетные места, дешевые общежития и так далее. На Западе это все хорошо понимают и формируют специальные программы привлечения студентов – в том числе из Средней Азии. Потому что знают: вернувшись, они как «засланные казачки» принесут с собой западные ценности, которые будут подтачивать и в итоге разрушат традиционный уклад этих стран, сделают их сателлитами Запада», – констатирует Семенова.