Информационное агентство “ABNA” опубликовало статью, в которой попыталось проанализировать политику США и России в рамках двух мировых проектов “Большая Евразия” и “Большая Центральная Азия”, сообщает Caravan.kz. Приводим этот материал без сокращений.
Распад Советского Союза в начале 1990-х годов породил пять новых независимых республик в регионе Центральной Азии: Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан.
После окончания «холодной войны», когда сформировалось само понятие “Центральная Азия”, Казахстан и остальные четыре государства стали представителями данного региона. Следует учитывать, что в прошлом существовали другие концепции, такие как «Большая Центральная Азия», которые предусматривали расширение границ.
Мировые державы по-разному интерпретируют концепцию “Большой Центральной Азии”. Например, когда Советский Союз еще находился у власти, Центральная Азия считалась неполной без Афганистана и китайской северо-западной провинции - Синьцзян. С одной стороны, крах советской власти и экономический рост Китая, с другой, позволили Пекину заработать авторитет в Центральной Азии, по факту Китай всегда стремился заполнить “вакуум власти” в отсутствие великой державы, такой же как Советский Союз.
17 января министр иностранных дел России Сергей Лавров прокомментировал намерение США провести встречу между госсекретарем США Рексом Тиллерсоном и министрами иностранных дел пяти центральноазиатских республик бывшего Советского Союза в формате «5 + 1» в одной из этих стран. Лавров заявил, что намерение Вашингтона установить отношения со странами Центральной Азии не направлено на то, чтобы помочь их экономическому росту, скорее США преследуют свои геополитические цели и просто реализуют проект “Большой Центральной Азии”. Но что скрывает в себе план Америки и какие угрозы могут возникнуть для России?
Глядя на документальные материалы и действия США в разных частях мира, становится очевидно, что Вашингтон считает Китай и Россию главными претендентами на его мировое превосходство. Основная цель США - подтолкнуть среднеазиатские республики в Южную Азию путем обхода российской и китайской политики. Это хорошо предугадано Россией, поскольку министр иностранных дел Лавров сказал, что характер проекта “Большой Центральной Азии” связан с перенаправлением проектов Центральной Азии в Южную Азию без партнерства с Россией. Разумеется, США, в отличие от Китая, имеет геополитические, а не экономические цели, стоящие за вышеупомянутым проектом.
Попытки стран Центральной Азии диверсифицировать своих зарубежных партнеров предоставляют США потенциальные возможности для реализации своего замысла, в особенности новая стратегия национальной безопасности Америки, внедряющая “новую игру” в Азии, где Южная Азия является одной из основных “игровых площадок”.
Аналитики полагают, что в случае реализации данного плана россияне понесут самые большие потери. Поскольку центральноазиатские республики являются надежными партнерами России на мировой арене. Более того, Запад изо дня в день «затягивает петлю» вокруг шеи России, и теперь единственным защитным барьером между Западом и Москвой является ближнее зарубежье, которое состоит из окружающих ее республик.
В то время как Китай полагается на экономические отношения, чтобы закрепить свои позиции в Центральной Азии, США делают упор на свое присутствие в Афганистане. Русские внедрили то, что в политической сфере сейчас называют «Российская Доктрина Монро». Стратегия направлена на решительную борьбу США за расширение своего влияния в Центральной Азии, тот же политический курс американцы приняли в начале XIX века, когда они внесли ряд ограничений для европейцев в Северной и Южной Америке. Для русских нынешние республики Центральной Азии и Кавказа, и даже Восточной Европы, являются ближним зарубежьем и обеспечивают наибольшее внимание к российской внешней политике. Война в Грузии в 2008 году, отделение Абхазии и юга Осетии, а также недавние события на Украине и в Крыму показали, что Москва очень чувствительна к проводимым Западом действиям по геополитическому манипулированию, и перейти “границы” России не так уж и просто.
Кремль достаточно амбициозно рассматривает политический блок, формирующийся благодаря дипломатическим и экономическим партнерским связям в Евразии. Для кремлевских лидеров “Большая Евразия” может охватывать также Китай, Индию, Пакистан и Иран. Хотя Россия якобы отрицает, что проект является антизападным, и даже предлагает европейским странам поддержать ее, в действительности устранение Запада является главной целью России.
Перевод Дианы Байжигитовой