Такая картина, отмечают эксперты отрасли, наблюдается вот уже на протяжении предыдущих нескольких месяцев, сообщает корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
И, если когда-то можно было сказать, что очередное удорожание сладкого продукта – приближающийся сезон заготовок, повторяющийся ежегодно, теперь все обстоит гораздо сложнее. И не последнюю роль в этом играет засилье импорта. Основная угроза для отрасли – «серый» рынок из России. Например, Агентство по защите и развитию конкуренции РК на своей официальной странице неоднократно отмечает тот факт, что «рост цен на сахар практически в два раза в России и не только повлиял на внутренний рынок Казахстана». То есть произошло повышение цен у поставщиков сахарной продукции российских и белорусских производителей, обеспечивающих внутренний рынок Казахстана «на 60 процентов».
Кроме того, 10 процентов готовой сахарной продукции и сырья поставляют Бразилия и Мексика. Остальной объем покрывают казахстанские заводы, которые производят, согласно официальным данным, 280 тысяч тонн сахара в год. Всего же потребность Казахстана составляет до 500 тысяч тонн ежегодно, из них 150 тысяч тонн закупают предприятия, 350 тысяч тонн потребляет население.
Однако есть проблемы с производством внутри страны. Например, то, что «производство сахара в Казахстане считается слишком затратным». В качестве примера можно привести данные аналитиков портала «Еnergyprom», согласно которым объем производства тростникового или свекловичного сахара-сырца, или рафинированного сахара, а также патоки за январь–май 2024 года составил в Казахстане лишь 39,6 тысячи тонн, что стало самым низким показателем этого периода за последние четыре года. Хуже было только в 2020 году, но тогда производители сахара оправдывали низкие показатели пандемией. Иными словами, по сравнению с тем же периодом прошлого года производство упало до критически низкой отметки в 3-4 раза.
В Казахстане осел «серый» сахар из России: стоит ли ждать повторения сахарного коллапса
Не стоит забывать, что в прошлом году казахстанские заводы произвели сахара меньше на 66 тысяч тонн, чем в 2022-м. И – да, согласно данным ОЮЛ «Ассоциация сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности», «запасы отечественного продукта лежат на складах, а полки магазинов завалены импортным продуктом».
А ведь еще в 2022 году во время своего визита в область Жетысу президент Касым-Жомарт Токаев говорил, что «выращивание сахарной свеклы остается одним из приоритетных направлений сельского хозяйства», тем более, что в области расположены два из четырех сахарных заводов страны. Тогда же он поручил в минимальные сроки рассмотреть вопрос запуска бездействующего завода, при необходимости привлечь другого инвестора и довести до 2026 года мощность двух заводов до 100 процентов, увеличив долю внутреннего производства в шесть раз, доведя ее до 180 тысяч тонн сахара.
Вот только, по утверждению фермеров, беда в том, что «отрасль монополизирована». Также владельцы сахарных заводов предпочитают сырье бразильских фермеров. Об этом в своем обращении на имя президента как раз и заявляли аграрии из Жетысуской области.
То, что именно монополизация отрасли стала причиной закрытия четырех крупных заводов: Алакольского, Бурундайского, Карабулакского и Шуского, которых попросту выжили из рынка, считают и эксперты. А между тем до 2007 года только Карабулакский сахарный завод производил до 900 тонн продукции в сутки. То есть покрывал 70 процентов спроса всей республики. Тогда как сегодня доля производства сахара, изготовленного из отечественного сырья, в Казахстане, согласно статистическим данным, составляет всего семь процентов.
И потому, учитывая динамику расценок предыдущих месяцев, а главное – показатели сахарного производства, цены и дальше удержать удастся едва ли.
Не стоит забывать и о ценовом сговоре, который время от времени выявляется в республике Антимонопольным комитетом.
Астана