InDriver или Bolt – не в счет, потому как эти две компании во всем начали копировать российского конкурента.
Любой казахстанец, который пользуется услугами такси, практически лишен выбора, чтобы найти устраивающее его по всем параметрам авто для поездки. Особенно в том, что касается ценовой политики. Хотя сегодня, согласно данным официальной статистики республиканской ассоциации служб такси Казахстана, в стране официально зарегистрировано 2833 (!) перевозчика, а количество автомобилей такси перевалило за 10,6 тысячи единиц. Вот только где они все? Потому как на самом деле, кроме пресловутого агрегатора, который буквально душит своим присутствием казахстанский рынок, а еще больше – непомерно растущими аппетитами в отношении цен на поездки казахстанского потребителя, на самом деле позвонить некуда.
Да, в последние пару-тройку лет на данном рынке всплыл InDriver, «фишкой» которого первоначально была договоренность по ценам с клиентом – в отличие от фиксированных расценок российского конкурента это оказывалось очень удобно. Создавая пусть иллюзию, но все-таки свободы выбора.
Однако сегодня и эта компания, предоставляющая услуги такси на рынке республики, почти во всем начала подражать коллегам из России, быстро лишив пользователей каких бы то ни было иллюзий выбора, расценок и всего остального.
Плюс, по словам главы республиканской ассоциации служб такси Казахстана Медета Курманова, «на данном рынке есть серьезная проблема – надзорные органы не имеют никакой информации по автомобилю, который имеет допуск к работе в качестве такси».
Тем более что в Казахстане, как упоминалось выше, действуют в основном иностранные компании-агрегаторы. Например, если в 2020 году компании-агрегаторы в Алматы имели 4 процента рынка, то в 2021-м – уже 85 процентов, по Астане – уже почти 70 процентов. И эти цифры сегодня, как и их аппетиты, продолжают расти.
- Хуже того, такая монополия – это возможность неограниченно диктовать цены клиентам, тарифы водителям, условия таксопаркам, - подтверждает директор «My taxi» Ерлан Имбергенов.
В самом деле, средний чек на поездку в крупнейшем агрегаторе такси в Астане составляет около 1800 тенге, если исходить от расценок, начинающихся от 600 и доходящих до 3000 тенге, а зачастую и выше.
Возникает закономерный вопрос – откуда вдруг такие цены, которые буквально «сдирают» с клиента, если, например, на бензин за смену – примерно 10 часов - водитель потратил от силы 5 тысяч тенге?
Зато зарабатывая свыше 25 тысяч тенге в день и порядка 650 тысяч тенге в месяц.
Таким образом, отсутствие всякой конкуренции, засилье монополиста, хамство и неграмотность водителей, абсолютное нерегулирование цен – если только в сторону возрастания, особенно в непогоду – таковы неприглядные реалии сегодняшнего дня на казахстанском рынке услуг такси. "Хамство и антисанитария": какие ужасы происходят в такси, и почему государство не может нас от этого защитить
При этом нельзя сказать, что в решении проблемы никто не заинтересован и ничего не делается. Делается, но – мало. Например, в качестве выхода раз за разом называется разработка своего, национального казахстанского такси - агрегатора. Действительно, казалось бы, если проблема рынка в наличии ровно одного игрока, необходимо было бы увеличить их количество?
Но нет. Потому как оказывается, что у международной компании-агрегатора всегда достаточно ресурсов на то, чтобы ответить на любой сюрприз или каприз рынка. Тогда как малые казахстанские такси-проекты рынок даже не принимает во внимание. Просто потому, что они слишком малы.
- Вы можете зайти в AppStore или GooglePlay, набрать слово «такси» – и увидите кладбище мертвых приложений. Все они сталкиваются с одними и теми же сложностями. Недостаток автомобилей на старте не позволяет оперативно закрывать форс-мажоры переназначением. Низкое число собственных диспетчеров увеличивает простои. Написанные с нуля приложения никогда не получат многомиллионной базы тестировщиков, как это происходит у международных агрегаторов, - сетует Ерлан Имбергенов.
Астана