Как разбогатеть на бабушкином рецепте кумыса в Казахстане

В этом вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Хлопнем по баночке?

В 1959 году скромный инженер из Огайо Эрмал Фрейз выехал на пикник с семьей. Идея взять с собой пиво в прочных консервных банках, а не в хрупких стеклянных бутылках, показалась ему безупречной, но лишь до того времени, как выяснилось, что нож остался дома. Инженер не хотел расставаться с мечтой, хлебнуть пенного на лоне природы. История умалчивает, сколько крепких словечек услышал национальный парк Кайахога-Валли когда Эрмал открывал банки бампером своей машины, проливая при этом большую часть пива. Возможно, гуманитарий бы сломался уже на этом, но Фрейз все-таки получил техническое образование. Инцидент с пивом занимал все его мысли по дороге с пикника домой, и, как только Эрмал добрался до своего кульмана, на листе бумаги появился чертеж консервной банки со специальным колечком. Потом, рассчитав степень сопротивления металла и прочие характеристики, Фрейз подарил миру изобретение, которым каждый из нас пользуется как минимум раз в неделю – пивную банку из тонкого алюминия с колечком наверху. Сейчас в таких продается не только хмельной напиток, но и соки, лимонады и энергетики.

Первый тип колец на пивной банке сильно отличался от того, к которому мы привыкли. Процесс открывания был еще довольно сложным, и к баночке пива прилагался листок с инструкцией

За четыре года Фрейз постоянно дорабатывал свое творение. Он рассчитал, как сделать края отверстия при срезе минимально острыми, чтобы пьяненький  любитель пенного не порезался, потом придумал, как сделать банку потоньше, чтобы не требовалось больших усилий для ее открывания, и, наконец, компания Alcoa выкупила у него любопытный проект. За каждую тысячу проданных  банок нового образца изобретателю переходил один цент. К 1965 году 75 % пивных банок в США были снабжены колечком. К 1980 году Фрейз заработал около 5 млн долларов. Потом нашлись юридические лазейки, банку чуть усовершенствовали, и выплаты изобретателю прекратились. Но и 5 миллионов - неплохой гонорар за одну идею.

Лёд тронулся

Эрмал Фрейз был хоть и посредственным (о чём свидетельствует его карьера на фабрике), но всё-таки инженером с техническим образованием, а это немало поспособствовало воплощению его смелой идеи в жизнь.

Тем не менее иногда для того, чтобы придумать нечто эдакое, хватает и пары классов начальной школы.

Весной 1905 года 11-летний Фрэнк Эпперсон из Сан-Франциско просто хотел попить лимонада душным вечером. Жажда сильно мучила мальчика, а пузырьки в газировке ему не нравились, и Френк взял палочку, чтобы помешать напиток в бумажном стаканчике. Калифорнийская погода капризная, и духота сменилась холодным ветром с океана. Мальчик поспешил домой, оставив лимонад на улице. Ночью температура упала ниже нуля. Напиток превратился в лед. Семья Эпперсон жила небогато, и у Фрэнка рука не поднялась выкинуть замерзший лимонад. Он стал ждать, пока напиток растает, но ожидание длилось так долго, что ребенок от скуки вытащил кусок льда за палочку и стал лизать его как эскимо.

Вдруг Фрэнк понял, что это даже вкуснее, чем скучный лимонад, и дешевле, чем мороженое, которое тогда еще стоило очень дорого.

Мальчик явно обладал предпринимательской жилкой. Он наделал несколько дюжин стаканчиков с новым лакомством и притащил их на ежегодный бал пожарных. Мероприятие проходило в страшную жару, и вкусный лед раскупили минут за 10. Потом кто-то из взрослых  посоветовал Фрэнку оформить патент и продать рецепт компании, которая сможет производить лакомство в промышленных масштабах

Взрослый Фрэнк Эпперсон и его изобретение. Фруктовый лёд из натуральных соков получался бледным и невзрачным. Тогда было принято решение добавлять пищевык красители и придавать лакомству самые безумные цвета

Так на прилавках всех магазинов мира появился фруктовый лёд, а Фрэнк уже через год стал миллионером.

Нам гениальным дорога в космос

Казалось бы, за столько лет изобретено все что только возможно, и только гений вроде Илона Маска может выдумать нечто стоящее.

Конечно, Интернет пестрит предложениями от какого-нибудь троечника актюбинского пединститута, который прогорел на открытии тошниловки, но этот провал вдохновил его на создание мобильного приложения, способного порвать Инстаграм, Фейсбук и Гугл вместе взятые. Дескать, каждому сотруднику уже через год гарантирована четырехкомнатная квартира в Астане и несколько миллионов зарплаты, а пока только нужно вложить в проект свои кровные, да поработать немного бесплатно.

Настоящие компании, готовые рассмотреть интересные идеи, обещаниями миллионных гонораров не раскидываются. В основном, если изобретение  гениального энтузиаста из глубинки и будет пущено в производство, то соискателю лишь предложат роялити.

Так называется крошечная выплата, порой в одну тысячную цента, с каждого проданного предмета. Для очень перспективных изобретений и штучных продуктов роялити может составить 5 %, но сразу несколько миллионов «зеленых» ни один инвестор не выложит и за самую гениальную идею. То есть это своего рода лотерея. Например, солнцезащитные очки Oakley THUMP со встроенным МП3-плеером в 2004 году показались крайне выгодной затеей, но простой народ такой гаджет не впечатлил. Зато от спиннеров с 1993 года долго отворачивались компании по производству игрушек, пока создательница безделушки Кэтрин Хеттингер не догадалась предложить идею производителю офисных сувениров с портала Etsy.

Солнцезащитные очки Oakley THUMP со встроенным плеером в 2004 году казались гениальной идеей. Но оказалось, что слушать музыку хочется не только при ярком солнце. К тому же заряжать гаджет было сложнее, чем обычный плеер. Потом пришли беспроводные наушники - и идея вообще стала неактуальной.

Тем не менее и тут есть исключения. Многие компании, работающие на космическую отрасль, включая и  NASA, готовы сразу заплатить немалые деньги только за концепцию проекта.

Идея космического лифта родилась еще в 1895 году у отца космонавтики Константина Циолковского. Если не вдаваться глубоко в технические детали, то её суть в том, что от Земли к орбитальной станции идет система тросов. Так можно сэкономить на доставке грузов, ведь топливо для ракет обходится очень дорого. Доставлять людей на орбиту можно будет, не терзая их перегрузками, так что в теории даже школьников получится водить в космос на экскурсии, а заболевшего космонавта эвакуируют на Землю за считанные часы, пусть речь идет хотя бы просто о расстройстве желудка.

Нетрудно догадаться, что ни в 1895 году, ни в наши дни материалов для изготовления подобных тросов нет. Если какой-то гениальный самоучка додумается, из чего их можно сделать, то это озолотит его уже через полгода. Достаточно только отправить е-мэйл с описанием задумки на почту. Если кто-то придумает нечто покруче космического лифта для быстрой и дешевой доставки груза, компания тоже не пожадничает. Специалисты авиакосмической отрасли со школьной парты знают о концепции космического лифта, поэтому дальше него их фантазия не идет. Зато полный дилетант может увидеть проблему под другим углом.

Примерно таким видел космический лифт Константин Циолковский в 1895 году. Пока его идея не пошла дальше компьютерной графики

Оборонные предприятия тоже готовы сразу заплатить за концепцию принципально нового вида оружия и жадничать тоже не будут. Им очень важно, чтобы идея не оказалась у вероятного противника, поэтому изобретателю, скорее всего, заплатят сразу и много. Но нельзя исключать возможности, что спецслужбы после покупки идеи быстро устранят изобретателя, чтобы тот врагам чего-нибудь не наизобретал.

Как изобрести веник

Итак, вы, как Эрмал Фрейз, летним днем выбрались на пикник с семьей к озеру Иссык и, устав ворочать шампуры у раскаленного мангала на солнцепеке, приходите к выводу, что неплохо бы снабдить жаровню устройством, способным переворачивать мясо по блютузу из тенечка, через специальное мобильное приложение. Как это ни иронично, именно гаджеты для пикников и приготовления пищи взлетают чаще, чем изобретения, связанные с медициной и прочими жизненно важными отраслями.

Женщины больше склонны к импульсивным покупкам, поэтому больше вероятность, что чудо-терка всего за 9999 тенге окажется на их кухне, а мужчины любят произвести впечатления на друзей, достав из кармана на рыбалке или охоте перочинный ножик с GPS-навигатором.

Больше всего шансов обогатить создателя у изобретений для кухни. Домохозяйки покупают такое спонтанно, даже если вещь им вовсе не нужна

В первую очередь идею лучше запатентовать. В некоторых случаях достаточно скана письма в компанию, чтобы доказать интеллектуальную собственность на идею, но солидная бумага будет весомее, если идея заинтересует производителей.

Теперь, когда патент оформлен, нужно определиться, кому именно надо предложить свое изобретение. Конкретики тут нет. И NASA может рассмотреть идею курта, светящегося в темноте, чтобы астронавты не скучали на орбите, но производители снэков  на такое предложение отреагируют быстрее.

Компания Crown занимается производством инструментов, но всегда готова рассмотреть новые варианты тары для пищевых продуктов и напитков.

Фирму Kikkerland интересуют идеи игрушек и новые форматы офисных принадлежностей. Так что и карандаш можно изобрести заново.

Спрос есть на самые безумные идеи. Что может быть глупее подушки в виде полена? Но и на это, оказывается, есть спрос

Британский производитель Easy Do Products принимает все идеи, связанные с уборкой помещения - от сложной формулы чистящего средства до новой концепции швабры и веника.

Компании Play for a Purpose так надоели однообразные горки и качели на уличных площадках, что они уже несколько лет ищут знатоков детской психологии, чтобы те подсказали, какое еще сооружение можно поставить для развлечение малышей, чтобы оно было полезным, безопасным, не боялось погоды и вандалов.

Escalade - это компания, которая специализируется на спортивном оборудовании. В первую очередь она интересуется усовершенствованием спортивной одежды, но готова рассмотреть и другие идеи, связанные со спортом. Так что если есть идея, чем можно заменить настоящую тушу козла на кокпаре, то можно попытать счастья.

Тем, кто любит компьютерные игры, шанс дает японская GungHo Online. Компания разрабатывает онлайн-игры и готова работать с предложенными сценариями для боевиков, квестов и аркад. Не исключено, что сценарий игры, где вместо эльфов Средиземья сражаются наши доблестные батыры, им покажется довольно интересным.

Контейнер для удобного чаепития. Оказывается, и простую вещь можно усовершенствовать

Фирмы Hasbro и Wham-O, напротив, хотят оторвать детей от компьютеров и смартфонов и усадить их за полезные игрушки-развивайки, вроде старых добрых конструкторов и кубика-рубика. Проблема только в том, что надо придумать нечто намного интереснее популярного Among Us.

Агентства Flippa, Idea Buyer и Fliptopia занимаются тем, что скупают интересные идеи, а уж потом сами продают их, куда нужно. Шансов, что идею той-казана с тефлоновым покрытием там купят быстрее, чем на фирме Tefal, намного больше. Но нужно учесть, что агентства львиную долю прибыли забирают себе, и потом будет очень обидно, если рок-группы с мировым именем станут играть на электродомбре, а создателю такого интересного инструмента заплатят не больше сотни долларов.

Уродливую женскую шапку-балаклаву разработала группа феминисток, чтобы бороться с навязчивыми знакомствами на улице. По назначению изобретение использовать никто не стал, но лавки приколов продавали нелепый предмет довольно успешно

И такое уже бывало. Аптекарь Джон Пембертон продал лавочку, где он делал изобретенную им «Кока-Колу» за 2300 долларов, а рецепт напитка приложил к ней даром. Сейчас формула напитка оценивается в миллиарды. Так что пока не стоит продавать бабушкин секретный рецепт кумыса за бесценок. Не исключено, что он может принести миллионы.