Как расстаться со старым диваном

Проблема бытовых отходов, действительно, не знает границ любая страна мира вынуждена решать ее. А она лишь нарастает: увеличение количества твердых бытовых отходов на душу населения ежегодно составляет четырепять процентов, что в три раза превышает скорость роста населения в мире. Сегодня в Астане норма накопления ТБО на человека составляет 1,1 кубометра в год. Фактически же каждый из нас мусорит на 1,7 кубометра. Не трудно подсчитать, что за год горожане производят свыше одного миллиона кубометров отходов.

МУСОР ЖИТЕЛЯМ НЕ ТОВАРИЩ

Если раньше мы покупали продукты килограммами и в свою авоську, то теперь приобретаем товары в разовой упаковке, мелкой расфасовке и упаковочный материал выбрасываем в больших количествах. Мусорные баки часто стоят переполненными…

Чем же чреват мусор в городе нам, его жителям?

Комментарий Управления государственного санитарно­эпидемиологического надзора города:

«Скопление мусора и свалки являются источниками для распространения инфекционных и паразитарных заболеваний. Служат пищей для бродячих собак и грызунов, крыс и мышей, которые в свою очередь являются опасными распространителями таких заболеваний, как бешенство, чума, туляремия, лептоспироз, псевдотуберкулез и другие».

САМИ ХОРОШИ

А кто измерит моральный ущерб, наносимый жителям, вынужденным лицезреть уличные «помойки», снующих рядом грызунов, вдыхать запахи гниющих отходов?

На улицах города часто отсутствуют урны, и жители бросают обертки, пакетики, окурки на тротуар или газон. А по санитарным нормам, на оживленных улицах расстояние между урнами не должно превышать 40 метров, на малолюдных – ста метров!

Не всегда лучше обстоят дела и во дворах столичных многоэтажек. Зачастую жителям не хватает мусорных контейнеров, и они вынуждены наполнять те немногие, что называется «с горкой», или складывать мусор возле.

В ТЕМУ. Сроки хранения отходов в контейнерах в холодное время года, при температуре 0 градусов и ниже – не более трех суток. В теплое время при плюсовой температуре – не более суток.

Административная ответственность

Еженедельно специалисты УГСЭН ведут мониторинг за предприятиями по вывозу ТБО. За несоблюдение графиков вывоза ТБО, подбора мусора после освобождения контейнеров при погрузке с начала года были составлены девять протоколов о привлечении к административной ответственности и выданы 34 санитарных предприсания.

Некоторые астанинцы, пытаются решить проблему мусора собственными силами – и сжигают его. Это не только запрещено делать, но и наносит большой вред окружающей среде и самим людям. При сжигании полимерных материалов, а их доля в бытовых отходах стремительно растет, выделяется целый букет токсичных веществ, в том числе диоксинов. Кроме канцерогенного воздействия, способствующего развитию опухолевых заболеваний, продукты сжигания могут нарушать внутриутробное развитие ребенка, приводить к мутации генов, что отразится на здоровье последующих поколений.

ТАКОЕ МНОГООБРАЗИЕ!

Мусор может наносить и не наносить вред природе, разлагаться на протяжении разного времени, использоваться в пищу различными микроорганизмами.

Например, отходы органического происхождения схожи между собой свойствами: макулатура, деревянные отходы, натуральные ткани – все они не наносят вреда природе и человеку, компостируются и поедаются микроорганизмами. Их утилизация производится компостированием и получением перегноя.

Металлолом в эту категорию входят изделия из металла, консервные банки, банки из-под пива, фольга. Все они разлагаются на протяжении десятков лет и также не являются особо токсичными. Утилизируют их либо переплавкой, либо захоронением.

Изделия из пластмасс и синтетических материалов – головная боль для утилизации. Их распад длится на протяжении сотен лет, при этом выделяются ядовитые вещества. Чаще всего пластик переплавляют, однако это все равно не решает всех проблем.

Строительный мусор по своей консистенции он схож со многими природными грунтовыми и каменными материалами, поэтому им часто корректируют ландшафт: засыпают овраги, делают насыпи.

СПРАВКА. Используемые в быту батарейки­аккумуляторы, кроме автомобильных аккумуляторов, относятся к пятому классу опасности, и разрешается их утилизация на городском полигоне. Сбором, приемкой, накоплением ртутьсодержащих изделий и приборов, в том числе непригодных к использованию и вышедших из оборота люминесцентных ламп, а также ДРЛ уличного освещения для дальнейшей демеркуризации, проведения работ по нейтрализации агрессивных химически опасных веществ занимается единственное специализированное предприятие в Астане ТОО «НПФ Asia group».

ЕСТЬ ТАКОЕ КЛАДБИЩЕ

В Казахстане, как, впрочем, и в большинстве стран СНГ, подход к утилизации бытовых отходов несколько иной, нежели, к примеру, в странах Западной Европы или Америки. У нас весь бытовой мусор попадает в общий контейнер для вывоза, в то время как в вышеперечисленных странах Запада его тщательно сортируют.

Вот в Японии местный житель никогда не выбросит один пакет с мусором – перед тем, как избавиться от оного, обязательно разложит его по разным пакетам и вынесет в разные (!) контейнеры.

Весь столичный мусор коммунальщики вывозят на единственный в городе полигон захоронения твердо-бытовых отходов, что расположен на седьмом километре Павлодарской трассы. Он был построен по испанской технологии и введен в эксплуатацию в августе 2006 году. Захоронение ТБО на полигоне происходит следующим образом: мусор принимается на ежедневную площадку, распределяется и уплотняется самоходным катком-уплотнителем, а затем покрывается грунтом, чтобы мусор не разлетался, и не было запаха.

К сожалению, многие недобросовестные сограждане, вывозя на полигон мусор, в основном строительный, не желают платить деньги за его утилизацию и сбрасывают отходы в ближайшей лесопосадке. Убедиться в этом можно, отъехав от города на пару километров от оживленных трасс.

В ТЕМУ. Мало кто знает, что на полное разложение бумаги в природе необходимо от двух до пятнадцати лет, для жестяной банки – около 90 лет, для сигаретного окурка – век. Полиэтиленовый пакет разлагается за 200 лет, обычная пластмасса – более пятисот лет, а стеклянная бутылка превратится в безопасную пыль лишь через тысячу лет.

Административная ответственность

За сброс бытового и строительного мусора, отходов производства в неустановленных местах и за организацию несанкционированных свалок нарушители привлекаются к административной ответственности по ст.387 КоАП РК. За такие действия законом предусмотрен штраф в размере 20 МРП на физических лиц и от 20 до 40 МРП на должностных лиц, ИП, юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса или некоммерческими организациями.

СПРАВКА: Стоимость размещения и обслуживания одной тонны отходов с учетом эмиссии в окружающую среду составляет: ТБО – юридические лица – 358,27 тенге без ПНД; физические лица – 164,77 тенге без НДС. Строительные отходы – 1349 тенге без НДС. Производственные отходы – 1412,53 без НДС.

КАК ПОХОРОНИТЬ МУСОР?

Сегодня никто не знает, какой объем от общего количества отходов составляет крупно-габаритный мусор, потому как мониторинга за КГМ в нашем городе никто не ведет.

Люди стали жить лучше, и избавляются от старых вещей, желая улучшить свои бытовые условия. Но куда девать старый диван или шкаф, ванну, телевизор, которые потеряли всякий товарный вид? Этот вопрос горожане должны решать своими средствами. Столичный «Горкоммунхоз» их утилизацией не занимается, отправляя в районные акиматы. Но там тоже разводят руками.

К сожалению, наши микрорайоны не оборудованы контейнерными площадками для сбора негабаритного мусора, чтобы человек смог отнести туда свой старый диван или дверь. А если он выбросит это у подъезда – будет наказан. Хотя, с другой стороны, человек ведь все равно платит за негабаритный мусор в составе тарифа на вывоз ТБО. Как же его еще оштрафовать или взять с него деньги повторно?

Административная ответственность

В 2008 году сотрудниками природоохранной полиции ДВД Астаны были выписаны 3420 постановлений о наложении штрафов на сумму 29858258 тенге. За пять месяцев нынешнего выписаны уже 1535 постановлений на сумму 9453447 тенге.

Маша БИККИНИНА, фото Андрея ТЕРЕХОВА, Астана

Автор: Daniel Shemratov