Как работают в кафе для людей с ментальными нарушениями

Ведь до того, как оказаться здесь и иметь возможность говорить с вами, он был изолирован от мира из-за ментальных особенностей. В Казахстане – пока – эти особенности остаются препятствием для таких людей жить обычной жизнью, работать и радоваться миру. Но понемногу ситуация меняется – благодаря неравнодушным жителям нашей страны, таким как Маулен АХМЕТОВ – основатель первого в Казахстане социального кафе “Kunde”.

Они меняют статус-кво

– Два года назад я выступал на TedX (мотивирующая конференция) в Астане и предложил идею открытия кафе для людей с ментальными нарушениями. Потом написал письмо президенту "Назарбаев Университета" Шигео КАТСУ, и он поддержал нас – предоставил бесплатно помещение под кафе в административном корпусе вуза на год. В это же время я знакомлюсь с директором столичного медицинского Центра психического здоровья Ерболом НУРКАТОВЫМ. Было неожиданно приятно увидеть прогрессивного профессионала в государственной системе, наверное, одной из самых консервативных, – в психиатрии, обучавшегося в Англии, знакомого с работой психологических центров реабилитации в Испании, Нидерландах и других странах, – рассказывает Маулен.

Именно после детального знакомства с зарубежным опытом Ербол Нуркатов решил внедрить практику социализации людей с ментальными нарушениями в Казахстане.

Вместо того, чтобы человека держать взаперти, в изоляции, подавляя приступы транквилизаторами, нужно вовлекать его в общество через трудотерапию, говорит он.

Для этого в Центре психического здоровья открыли лечебно-производственные мастерские (ЛПМ). Именно в них станут получать навыки работы в сфере обслуживания работники социального кафе.

Позже на различных конференциях Маулен познакомится с такими же энтузиастами, стремящимися снять стигму с людей с особенностями развития. Это и основатель тренинговых кафе в Алматы из Ассоциации психоаналитиков Казахстана, и ныне заведующая ЛПМ Центра психического здоровья в Астане Асем САТТАРОВА.

– Если мы хотим реформировать саму систему психиатрической службы и в целом изменить отношение общества к людям с ментальными и иными нарушениями, без помощи государства этого не добиться. И я рад, что в стране становится все больше людей, которые сплачиваются и реально меняет статус-кво, даря возможность реабилитации инвалидам, – делится с нами Ахметов. – Как рад тому, что все меньше родителей оставляют детей с отклонениями в интернатах. "Человек дождя". Как поставить на ноги ребенка с аутизмом

Маулен рассказал нам, что в ближайшее время будет представлен анализ международной организации “Amnesty International” по Казахстану о том, как лишение дееспособности людей с ментальной инвалидностью нарушает права человека.

– И это на самом деле большая проблема – из-за диагноза наши граждане не могут трудоустроиться на законном уровне. Да, есть люди со сложными заболеваниями, не способные передвигаться, но ярлык недееспособности у нас вешают на всех подряд инвалидов. И если бы два года назад мы не начали вести тренинги, психосоциальную реабилитацию, наши ребята из кафе попали бы в зону недееспособности, – говорит Маулен.

Здесь все равны

На первом этапе молодые люди с ментальными особенностями в ЛПМ обучаются основным навыкам работы с клиентами.

– Представьте: человек до сегодняшнего дня просидел дома, ничего не умел, мама кормила его с ложечки. Сами родители были вынуждены бросить работу, чтобы ухаживать за ребенком, у обоих депрессия, они замкнуты в своем маленьком мире. Разумеется, в такой изоляции ни о каком развитии речь не идет. А вот болезни, которых, может, изначально и не было, в таких условиях, напротив, развиваются….

Наши ребята получают в Центре психического здоровья бесплатные консультации, встают на учет, при необходимости – медикаментозное лечение, и после проходят тренинги для будущей работы в кафе.

Сейчас в центре занимаются 150 ребят, наша цель – вовлечь 50–300 человек. Здесь наши подопечные общаются с новыми людьми, учатся готовить, убирать, мыть посуду, также их обучают работе в цехах.

На следующем этапе подопечных Ахметова и его команды ждет настоящая трудовая терапия – в кафе.

– Неоценимую поддержку нам оказывает наш постоянный тренер из школы гостеприимства Динара БОЗЖИГИТОВА. Мы оказались на одной волне с ней и предложили стать управляющей социальным кафе. Сейчас в кафе работает 13 ребят, по 4 человека на смену (длится полдня), работают через день. К лету увеличиваем число работников до 20, – рассказывает Маулен. – У ребят железная дисциплина – никогда не опаздывают на смену, гипервысокое чувство ответственности. Им намного сложнее работать, чем обычным сотрудникам, но они стараются в 10 раз больше. И это очень сильно вдохновляет.

Каждую смену вместе с ребятами выходит дежурный психолог. Среди основных диагнозов – шизофрения, аутизм, эпилепсия.

– Мы не относимся к ребятам как к инвалидам – здесь все равны. И мы готовим их к тому, что завтра они будут работать в других местах. К нам в кафе приходят не только работники администрации, но и студенты, и все с пониманием относятся к работникам, поддерживают, общаются. Некоторые ребята стали учить английский здесь, – рассказывает основатель социального кафе.

“От такой работы невозможно устать...”

Поддержку благому начинанию оказал Центр занятости акимата Астаны, предоставив социальные рабочие места и выплачивая часть зарплаты сотрудникам. Также откликнулись спонсоры и поддержавшие краудфандинговую кампанию (народное финансирование).

– При этом мы стараемся рассчитывать на собственные силы и держаться на плаву. Операционно мы уже окупаемся, перспективы для роста очевидны. Планируем увеличить штат до 50 человек, можем уже доставку блюд делать. У нас было много форс-мажоров, были моменты, когда хотелось все бросить, но всегда помогали студенты, волонтеры, просто чужие люди: красили стены кафе, приносили недостающую посуду, салфетки и тому подобное, – вспоминает Маулен.

Нуржану 28 лет, родители умерли, и сейчас парень живет с тетей. В социальном кафе он моет посуду.

Улыбчивая Назира живет с мамой, увлекается танцами, работает официантом.

– Я безмерно рада возможности общаться с людьми. От такой работы невозможно устать, ведь она приносит позитив, – рассказала нам девушка.

А коллега Назиры Арсен в будущем хотел бы открыть собственное кафе.

– Мы хотели бы создать возможности для работы и полноценной жизни для всех ментальников в стране, чтобы они имели возможность зарабатывать собственным трудом и не замыкаться на своей болезни. По некоторым данным, государство выделяет порядка 57 миллиардов тенге в год на содержание людей с ментальными нарушениями. Но держать человека взаперти – самый худший путь, а ведь можно его научить работать и платить налоги, предоставив работу. Из-за чего казахстанцы страдают психическими расстройствами

Опыт жизни

Отметим, что трудоустройство людей с особенностями развития помогает разорвать круг бедности – ведь у родителей таких детей появляется возможность найти работу и развиваться самим.

– Нам неизвестна реальная статистика, сколько людей с ментальными особенностями в Казахстане нуждается в помощи. Но мы хотели бы распространить опыт социального кафе на другие регионы страны, – сказал Маулен Ахметов.

А в период летних каникул студентов и преподавателей воспитанники “Kunde” были бы рады работе на площадках столицы. Ведь вынужденный простой может свести на нет весь полученный за долгие месяцы опыт жизни в обычных условиях, отметили в заключение нашего разговора наставники ребят.

АСТАНА