Редакция Caravan.kz рассказывает, как это произошло.
Строительство было одобрено еще 20 лет назад – в судебном деле упоминаются письма с техническими условиями от 22 августа 2002 года и 10 августа 2004 года, полученные ТОО от «КТЖ».
На основании выданных технических условий ТОО на перегоне Экибастуз - Майкайын построило новый раздельный пункт – станцию Атыгай с пятью железнодорожными путями (№4, 6, 10, 11, 12) и с двенадцатью стрелочными переводами (№1, 3, 11, 13, 15, 2, 4, 6, 8, 16, 18, 26). Атыгай находится в пригороде Экибастуза и используется в грузовых и пассажирских перевозках.
На что «Қазақстан темір жолы» тратит деньги казахстанцев
16 февраля 2011 года станция была принята в эксплуатацию актом государственной приемочной комиссии. Причем ТОО не просто построило перечисленные объекты, но и занималось их обслуживанием и содержанием, то есть понесло дополнительные расходы.
После начала работы станции «КТЖ» начало регулярно писать ТОО.
«В адрес ответчика неоднократно направлялись письма о необходимости передачи объектов магистральной железнодорожной сети в соответствии с действующими правилами. Однако получен отказ ответчика в безвозмездной передаче объектов магистральной железнодорожной сети», - поясняется в деле.
То есть да, АО НК «КТЖ» потребовало от компании, которая выстроила станцию, пути и переводы, отдать все постройки бесплатно, без единого тенге компенсации. А получив отказ, национальный перевозчик обратился в суд.
И суд не встал на сторону частного инвестора.
Во-первых, выяснилось, что стрелочные переводы №1, 2, 3, 4, 6, 11 расположены на магистральных путях №1 и №2 станции Атыгай и на земельном участке, право землепользования которым принадлежит «НК «КТЖ». По закону, объекты, относящиеся к магистральным путям, не могут находиться в частной собственности и должны быть переданы государству после сдачи в эксплуатацию, независимо от того, кто их построил.
Во-вторых, «КТЖ» утверждает, что еще в 2005 году предупредило представителей ТОО о грядущей передаче. В письме от 24 ноября 2005 года «НК «ҚТЖ» указано, что построенный ответчиком объект станет частью магистральной сети и не сможет находиться в частной собственности, соответственно раздельный путь, построенный за счет ТОО, должен быть передан «НК «ҚТЖ» как национальной железнодорожной компании, осуществляющей содержание и эксплуатацию магистральной железнодорожной сети.
В-третьих, примыкание железнодорожных путей на перегонах может быть допущено в исключительных случаях, с разрешения министра транспорта и коммуникаций и туризма Республики Казахстан, при обосновании необходимости такого примыкания, но данный случай не исключителен и разрешения министра нет.
Размер своей зарплаты назвал глава КТЖ
Первый суд полностью согласился с доводами нацкомпании и постановил, что ТОО должно безвозмездно передать государству построенные за свой счет железнодорожные объекты.
ТОО обжаловало это решение.
Юрист ТОО пытался доказать, что данный случай относится к предусмотренным законом исключениям, а суд неправильно применил нормы материального права, не правильно определил и выяснил круг обстоятельств, имеющих значение для дела.
Однако апелляционный суд не принял эти доводы и оставил постановление в силе.
У ответчика была возможность обжаловать решение в Верховном суде, однако на данный момент открытые источники указывают владельцем станции Атыгай компанию «Қазақстан темiр жолы», так что борьба, по-видимому, не продолжилась.