По тем временам это был очень смелый шаг. И в своем выступлении в тот памятный день Олжас Сулейменов заявил, что движение «Невада-Семей» было названо так «в надежде, что американские единомышленники в штате Невада, которые блокируют там атомный полигон, найдут в нас своих собратьев.
И, если эти два движения объединятся, может быть, общий голос заставит правительства атомного клуба государств сесть, наконец, за стол переговоров и подписать соглашение об окончательном запрещении ядерных испытаний во всех сферах».
Дело в том, что испытательный полигон в американском штате Невада, сродни полигону в Семипалатинске, являлся основной испытательной площадкой для ядерных взрывов в США. Открыт он был на два года позже, однако со времени начала его функционирования и вплоть до закрытия в 1992 году там было проведено испытание 928 ядерных бомб. Тогда как на всех остальных подобных полигонах США в общей сложности было сделано 126 ядерных взрывов. От последствий, конечно же, как и в районе Семипалатинского полигона, страдали местные жители.
Что касается ядерных взрывов и их отголосков на Семипалатинском полигоне, то в Казахстане они были не единственными, но зато самыми страшными, долгими и «хроническими». Длилось это 50 лет – первый взрыв на нем был проведен 29 августа 1949 года. Мощность первой бомбы составила 22 килотонны.
Всего же с 1949 по 1989 год на этом секретном полигоне в Казахстане было произведено 473 ядерных испытания, как наземных, так и подземных. А еще в ноябре 1955 года с самолета на территорию полигона была сброшена водородная бомба.
Более того, советское правительство ухитрилось обойти даже международный договор 1963 года, подписанный с США и Великобританией, который требовал запрещения ядерных испытаний в космосе, в воздухе и под водой. Для СССР это не стало препятствием: львиная часть – 343 ядерных взрыва были проведены на Семипалатинском полигоне под землей. А последний раз земля Семея содрогнулась от ядерного взрыва в октябре 1989 года.
- В итоге общая мощность ядерных взрывов на полигоне оказалась в 2,5 тысячи раз больше, чем мощь зарядов, что были сброшены на Хиросиму в августе 1945 года, - заявили в Институте высоких энергий Академии наук Казахстана. Не стоит забывать и о том, что за пределы полигона постоянно распространялись радиоактивные облака от 55 воздушных и наземных взрывов и газовые фракции 169 подземных испытаний.
Естественно, все это не могло не повлиять и серьезно влияло на здоровье населения, которое проживало не только в ближайшем радиусе ядерных испытаний, но даже в соседних регионах. Так, согласно некоторым данным из открытых источников, всего за время взрывов на Семипалатинском полигоне пострадало около 1,6 миллиона человек.
У многих людей выявляли патологии, которые фиксировались в различной форме. У кого-то наблюдались признаки преждевременного старения, кто-то рождался с физическими недостатками, случались даже неоднократные суициды.
Но самым серьезным последствием ядерных испытаний на засекреченном полигоне стал рост числа онкологических заболеваний.
- В 1959 году в Казахстан прибыла специальная комиссия министерства здравоохранения СССР из Москвы для проведения исследований о влиянии ядерных взрывов на здоровье жителей прилегающих населенных пунктов. Вывод был предельно циничен: «Полученная доза радиации от испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне была не смертельной». Это исторический факт и зафиксирован документально, – рассказала доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедры радиологии НАО медицинского университета города Семей Мадина Мадиева.
Однако казахстанские ученые после закрытия полигона провели свои исследования и доказали, что влияние испытаний, длившихся в течение полувека, негативно отразилось на здоровье не только трех поколений казахстанцев минимум, но и продолжает сказываться до сих пор. Так, только в прошлом году в области Абай было выявлено почти 900 таких случаев.
И опасность радиации сохраняется до сих пор, хотя некоторые аграрии требуют открыть земли, прилегающие к полигону, для пастбищ или посева зерновых культур.
- Они утверждают, что такие опасные элементы, как стронций и цезий, уже прошли период полураспада, а потому все эти земли не представляют никакой угрозы. Однако напомню, что на полигоне были испытаны две водородные бомбы, а также заряды с ураном и плутонием. И это значит, что изотопы данных радионуклидов все еще содержатся в почве и даже в окружающей среде, – пояснила Мадина Мадиева.
Как советские эксперименты превратили казахстанские степи в Зону отчуждения
Более того, по мнению ученых умов, данное пространство будет являть собой реальную опасность минимум миллион лет – и это не шутки. Потому как, согласно научным исследованиям, «активность радиационного излучения плутония снижается наполовину каждые 24 тысячи лет». Следовательно, опасность для здоровья даже для последующих поколений казахстанцев остается.
Остается добавить, что, оказывается, только за две первые недели после предложения закрыть Семипалатинский полигон было собрано более двух миллионов подписей в поддержку данной идеи, несмотря на то, что в республике не было института петиций.
После чего 130 тысяч шахтеров Караганды приняли резолюцию: если испытания продолжатся, они начнут бессрочную забастовку. Резолюцию поддержали рабочие Семипалатинска, Павлодара, Усть-Каменогорска и Джезказгана.
И – да, после возникновения столь мощного всплеска «Невада – Семипалатинск» появилось аналогичное движение «Чернобыль». Чуть позже – «Невада – Новая Земля».
Также были открыты филиалы противников ядерных испытаний не только во всех регионах Казахстана, но и в России, США, Италии, Японии, Турции.
Астана