Четверть века минуло с тех пор, и в современном Казахстане трудно найти человека, которому по причине недофинансирования не выплатили бы заработную плату. Больше того, участившиеся аресты проворовавшихся чиновников свидетельствуют о том, что деньги в стране есть, и немалые, то бишь есть что воровать.
Действительно, Казахстан далеко не бедная страна, настолько не бедная, что может позволить себе “прокормить” не только государственный, но и квазигосударственный сектор со всеми его дочками, внучками, правнучками и праправнучками.
Мы знаем, мы помним
В зажиточные нефтяные годы, когда создавались первые государственные холдинги, депутатский корпус очень возмущался, топал ногами и стучал по трибуне кулаком.
“Где это видано?!” – восклицали народные избранники, делая акцент на уровне заработных плат сотрудников свежесозданных полугосударственных структур.
Правительство же в своих разъяснениях основной упор делало на необходимость привлечения к управлению государственными активами высокопрофессиональных, в том числе иностранных, специалистов, коих министерскими зарплатами на служение делу обеспечения устойчивости казахстанской экономики было не заманить.
Сегодня “Самрук-Казына”, “Байтерек”, “Казагро” и иже с ними уже стали частью нашей реальности, точно так же, как связанные с деятельностью некоторых из них коррупционные скандалы.
А что еще, кроме фактов многомиллионных хищений бюджетных средств, известно рядовому казахстанцу о деятельности НУХ (Национальный управляющий холдинг) “Байтерек”, например?
“Осчастливленные” квадратными метрами жильцы госпрограммных многоэтажек алматинского “Алгабаса”, кокшетауской “Жансаи” или, скажем, дома № 79, расположенного на уральской улице Мункеулы, внесли довольно существенную лепту в формирование неблагоприятного образа “Байтерека” в сознании общественности, так что не будем заострять на этом внимание и перейдем в плоскость гораздо более прагматичную, а именно – к его миссии и к его же бюджету.
Ну... за ваши и наши цели!
“Миссия холдинга “Байтерек” заключается в поддержке устойчивого экономического развития Республики Казахстан с целью достижения целей, поставленных в Стратегии 2050 года”, – гласит стратегия НУХ. “С целью достижения целей…”… Занятно…
И что же с целями? Порадуют ли они какой-нибудь конкретикой? А они следующие: развитие несырьевых секторов экономики, развитие предпринимательства, поддержка урбанизации экономики, поддержка экспорта нересурсных продуктов, развитие инноваций.
Все было бы прекрасно, если бы, во-первых, эти цели не вызывали стойкого ощущения дежавю, а во-вторых, имели бы хоть какие-то ориентиры, ведь ни для кого не секрет, что сектора экономики имеют четкие индикаторы, такие как доли, проценты и темпы роста.
И разве не при помощи дорогостоящих зарубежных и отечественных специалистов будущее должно было обрести конкретное выражение в цифрах, тоннах, километрах и деньгах?
Стратегические документы квазигосударственных структур вообще на удивление однотипны и представляют собой зеркальное отражение озвученных главой государства Посланий. Очень комфортная позиция, особенно с точки зрения контроля: если кому-то вдруг придет в голову обвинить тот же “Байтерек” в недостижении одной из заявленных в стратегии целей, это окажется делом практически невыполнимым. Весьма удобная стратегия, не так ли?
На любой вопрос можно легко отрапортовать: развиваем, поддерживаем, урбанизируем и собираемся бесконечно продолжать сей занятный процесс, тем более что делаем это за колоссальные бюджетные деньги.
Так доллар же растет...
Деньги в самом деле колоссальные. Согласно консолидированным отчетам НУХ “Байтерек”, опубликованным на его официальном сайте, только административные затраты за период 2012–2017 годов выросли более чем в два раза. Что творилось в холдинге "Байтерек", на котором "погорел" первый министр-"болашаковец" Бишимбаев
Так, в 2012 году они составляли сумму 17,3 миллиарда тенге, в 2013-м – 21,2 миллиарда, в 2014-м – 27,7 миллиарда, в 2015-м – 32,6 миллиарда, в 2016-м – 35,6 миллиарда тенге, а в 2017-м – 39,8 миллиарда тенге.
Как видно, административный бюджет НУХ “Байтерек” прирастает в среднем на 4,4 миллиарда тенге ежегодно.
Для сравнения: целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на проектирование, развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры в рамках Программы жилищного строительства “Нұрлы жер” в 2018 году составят 20,7 миллиарда тенге, а бюджетное кредитование АО “Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана” для предоставления предварительных и промежуточных жилищных займов за этот же период предусмотрено в сумме 24 миллиарда тенге.
В целом с 2012 по 2017 год на финансирование расходов, связанных с содержанием персонала, арендой помещений, оплатой командировочных расходов, транспортных, коммунальных и других услуг, оплатой труда членов советов директоров входящих в холдинг компаний, было израсходовано 174,5 миллиарда тенге, или 474,7 миллиона долларов США!
Метр на метр – квадратный метр
Попробуем перевести эти деньги в количество квартир, которые строятся в рамках программы “Нұрлы жер”, и проанализируем для начала стоимость квадратного метра жилья, реализуемого населению дочерним предприятием НУХ – “Байтерек-девелопмент”.
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте “Байтерек девелопмент”, цены за квадратный метр построенного им в рамках “Нұрлы жер” жилья колеблются от 177 606 тенге в городе Шымкенте до 137 487 тенге в городе Уральске. В среднем по республике госпрограммное жилье продается по цене 156 506 тенге за квадратный метр. 3 миллиарда застряли у “дочки” “Байтерека” в одном месте
Таким образом, затраченные государством на содержание сотрудников холдинга “Байтерек” за 6 лет 174,5 миллиарда тенге могли бы превратиться в 1 115 032 квадратных метра жилой недвижимости, которой по-прежнему остро не хватает казахстанцам.
Они, в свою очередь, легко трансформируются в 13 937 трехкомнатных квартир общей площадью 80 квадратных метров, которые малообеспеченные граждане нашей страны с удовольствием приняли бы в дар от государства, поскольку их стремительно снижающиеся доходы не оставляют им шанса заиметь собственное жилье.
Доход-расход
Неправильным было бы измерять эффективность деятельности государственного холдинга, ориентируясь лишь на уровень административных затрат, однако утешительных аргументов в его пользу обнаружить не удалось.
Так, например, доходность “Байтерека” на протяжении трех последних лет неизменно снижалась: если в 2015 году она составила 49,4 миллиарда тенге, то в 2016-м – 48,6 миллиарда, а в 2047-м – 44 милларда.
То есть падение доходности практически сравнялось с ростом его административных затрат.
Что и говорить, занятная динамика, на фоне которой красочные диаграммы и высокопарные речи блекнут, ибо вряд ли компания, неспособная обеспечить рост собственной доходности, может оказать позитивное влияние на развитие казахстанской экономики.
АЛМАТЫ