Как продается и покупается история

После постройки в этом доме располагалась первая в крае туземная школа. Затем здесь были и чулочная фабрика, и типография. Многие годы здание находилось в запустении.

Этот дом – один из последних оставшихся архитектурных символов столичного прошлого Кызылорды (1924–1925 гг.). Как говорят историки, дом этот – немой свидетель строительства железной дороги сообщением Оренбург – Ташкент (1904–1905), ликвидации безграмотности, строительства Перовского храма Свято-Казанской Божией Матери (1885), расположенного напротив, а также борьбы с басмачами (1918–1920), переселения корейцев с Дальнего Востока (1937)… Если бы у строения была память, то мы бы увидели такое документальное кино, какое о Кызылорде никто никогда не снимет.

Когда владелец исторического дома – компания “Аль-Асаад” – принял решение о замене кровли здания, народ стал атаковать различные инстанции и редакции местных СМИ, требуя ответа на вопрос: законно ли вообще вмешательство в структурную целостность памятника истории? Ведь старинный дом внесен в специальный реестр.

Сейчас ведутся переговоры о возвращении памятника истории и архитектуры государству. Не сообщается, какая сумма фигурирует в договоренностях областного акимата и ТОО “Аль-Асаад”. Думаю, что немалая, так как речь идет “о рыночной стоимости объекта”. Сколько же за здание заплатили в свое время приватизаторы – тайна за семью печатями.

В том, что дом будет выкуплен, сомнений нет. Известно даже, что после реставрации в нем будет музей национального искусства. Вот так продается и покупается история.

Елибай ДЖИКИБАЕВ, Кызылорда