Как превратить Уральск в центр культурного туризма?

Двух- и трехэтажная застройка, купеческие и доходные дома, мастерские, дом Пугачева, места, связанные с Пушкиным, Далем, Шаляпиным, Толстым, Сейфуллиным, Мукановым, Чапаевым, Маншук Маметовой. Здесь нет практически ни одного здания без собственной истории. Это огромный потенциал для развития туризма. Терять такой пласт истории нельзя ни в коем случае. Поэтому сегодня все усилия акимата города направлены на сохранение исторического облика города и создание комфортной среды обитания для его жителей, рассказал “КАРАВАНУ” руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства города Уральска Жандос ДЮСЕНГАЛИЕВ.

– Сейчас в Уральске идет очень активное строительство. Строят новые дороги вдоль реки Чаган. В восточной части расширяют дороги. Ремонтируют улицы в старом центре. Здесь же приводят в порядок старые здания, составляющие облик города. С чем связаны такие масштабные работы?

– Наш город – один из самых старинных и атмосферных городов Казахстана. Но он развивается. Как пойдет его развитие – решается сейчас. Аким Западно-Казахстанской области Гали Искалиев поставил амбициозную цель – создать город, комфортный для жизни, и, одновременно, крупный туристический центр, чтобы весь город работал на туризм.

Но есть свои особенности: Уральск зажат между тремя реками – Уралом, Чаганом и Деркулом. При этом сам Уральск находится на перекрестке путей между Казахстаном и Поволжьем. Все фуры, которые едут из Европы в Азию и обратно, часть маршрута проходят по трассе Самара – Шымкент, которая идет через Уральск. Точно так же туристы, следующие автотранспортом через Самару, проезжают через наш город.

Поэтому поставленная цель состоит из трех составляющих: транспортная, жилищно-историческая и культурная. Их все надо решать вместе. С чего начнем?

– Начните с исторической части.

– Как я уже сказал, цель акимата Уральска – создание туристического центра. Уральск – один их самых старых городов Казахстана. Он был заложен в начале XVII века. Основная часть зданий в центре города, которые создают неповторимый облик Уральска, была построена в конце XVIII – начале XX века. Многие исторические личности бывали у нас в городе. Это Пушкин, Емельян Пугачев. Все здания, связанные с этими людьми, находятся в хорошем состоянии.

Двух-трёхэтажная застройка в хорошем состоянии, большое количество исторических памятников собрано в старом центре. Вообще, в старой части города, которая расположена по проспекту Назарбаева, дома, построенные из прочного кирпича и уже с использованием металлических конструкций, сохранились лучше других.

Акимат Уральска, совместно с управлением строительства, управлением культуры, которое курирует архитектурные памятники, каждый год выделяют средства на ремонт этих зданий, в том числе на капитальный ремонт.

Эти здания находятся на балансе различных госорганов. Такой памятник, например, как госпиталь департамента полиции. Здание филармонии – дом купца Карева. В доме купцов Ванюшиных расположена средняя школа № 38. Здание находится на балансе управления образования. Эти управления выделяют свои средства на содержание зданий как объектов культуры.

Многие туристы восхищаются именно старой частью города. Здесь работает множество музеев: дом-музей Пугачева, музей Пушкина, областной, Музей им. Габдуллы Тукая, “Старый Уральскъ”.

– Вы как-то выделяете именно исторические памятники, чтобы людям было легче их найти?

– В 2020 году, чтобы привлечь внимание туристов, мы эти исторические здания осветили фасадным освещением, по примеру Петербурга. Мы сделали упор на точечное освещение. Аким области Гали Искалиев эту нашу идею поддержал.

В 2018 году уже были установлены таблички с QR-кодами, которые дают туристам возможность познакомиться с исторической ценностью города. Если скачать программу для считывания кодов и навести свой телефон на табличку, на телефоне появится история этого здания – когда оно было построено, кто жил в нем и чем оно примечательно.

Отдел архитектуры и градостроительства города последние два года разрабатывает единый сити-код для Уральска – это единый стиль оформления зданий города. Такой код действует только в Нур-Султане и Алматы. Когда предприниматели оформляют свое здание, они должны отталкиваться от утвержденных норм сити-кода. Все здания должны быть отреставрированы и перекрашены в светлые тона.

Также сити-код позволяет избежать разнобоя в стилях. Еще недавно в городе можно было увидеть здания, построенные в стиле классицизма, с колоннами и арками, а сбоку притулилась утилитарная входная группа, сделанная из металлического профиля. Такой разнобой бросается в глаза, но владельцев зданий это мало интересует.

Были вопросы к собственникам и по поводу рекламы. Мы стараемся убирать баннеры, которые закрывают большую часть здания.

Даже остановки общественного транспорта в старом городе мы стараемся делать в соответствии с выбранным стилем. Они у нас изготовлены из кованого железа, с патиной. Стараемся придерживаться одного стиля.

– Кто был инициатором такой программы?

– Аким области Гали Искалиев. Он поставил задачу – разработать единую концепцию развития Уральска.

Также мы разработали ПДП – Планы дальней планировки – областного центра. Этот документ прямо запрещает строительство в старой части города домов выше 3 этажей. Чтобы новостройки не разрушили атмосферу старого города.

– А если компания имеет участок и хочет построить на нем жилой дом?

– Хотите строить многоквартирные дома? Пожалуйста, но в других частях города, в новых микрорайонах. Будущее обретает реальность

– Что вы понимаете под культурной частью плана?

– Это часть плана, которую можно назвать “Город, удобный для жизни”.

Город Уральск – один из самых зеленых в Казахстане. В рейтинге самых чистых городов мы твердо стоим в тройке лидеров. У нас протекают 3 реки – Урал, Деркул, Чаган. Соответственно, зелени и деревьев очень много. В городе разбито более 60 парков и скверов. Многие из них были устроены в 1970–80-х годах.

Аким области дал поручение – создать удобные и комфортабельные условия жизни для горожан в плане активного отдыха. Все скверы и парки надо облагородить, озеленить. Все скверы и парки были на балансе департамента ЖКХ. Но в этом году мы обновили их техническую документацию и передали ее во вновь созданную Дирекцию парков отдела культуры. Всё-таки обслуживание зон отдыха имеет свою специфику. Это не только зеленые насаждения, но и освещение и дороги, и места развлечения, и спортивные мероприятия. Поэтому мы решили, что парками должна заниматься специализированная организация.

Со следующего года отделу культуры Уральска будут выделяться отдельные средства на обслуживание каждого сквера и парка. Будут проведены конкурсы, и уже частные компании займутся всей этой работой.

Мы разработали восемь пакетов проектно-сметной документации на благоустройство скверов и парков. Три из них предусматривают строительство трех новых скверов. Идею одного мы подсмотрели в Нур-Султане: на площадке под мостом создана площадка для воркаута. У нас тоже есть мост на нефтебазе, под которым можно создать зону активного отдыха. Два парка будут разбиты в новых микрорайонах на месте бывшего полигона и гаражного кооператива. Остальное – это реконструкция пяти старых парков города. Общая сумма по ПСД – 1,4 миллиарда тенге. Заявки по этим документам мы планируем подать на будущий год.

– И транспортная часть…

– Сегодня у Уральска нет объездной дороги. Весь этот поток проезжает через магистральные улицы Сырыма Датова, Сергея Тюленина, Шолохова, поселок Деркул. Это не центр, но очень оживленные улицы. Кроме того, трафик большегрузов влияет на состояние дорог. Именно у этих дорог срок эксплуатации очень короткий.

Последние несколько лет акимат ЗКО совместно с “КазАвтоЖол” разрабатывает проект объездной автодороги, которая не будет заходить в Уральск, а объезжать поселки Деркул, Зачаганск, Меловые Горки. Поток не будет загрязнять город, не будет мешать городскому транспорту, быстрее, безопаснее и удобнее будет проезжать город.

Недавно прошли общественные слушания, где был представлен проект объездной дороги. В этом году проект должен быть закончен и должно начаться строительство. Надеюсь, эти планы будут реализованы, профинансированы.

Объездная дорога даст новый толчок к развитию малого и среднего бизнеса в городе. Даже не являясь заказчиком проекта, я понимаю, что появится очень много предпринимателей, которым будет выдана земля для обслуживания транзитного транспорта.

– Вы создаете внутри города несколько полуколец и магистральных трасс. Зачем?

– У нас по городу Уральску 604 км автодорог, из них 60 процентов асфальтированных. Очень странная ситуация для старого города. Поэтому в 2020 году, когда во время пандемии была поставлена задача по трудоустройству граждан, мы воспользовались ситуацией и бросили все силы на строительство новых дорог. Только в 2020 году твердое покрытие получили 70 км дорог. Работами были охвачены такие микрорайоны, как 2-й Рабочий, старый аэропорт, Зачаганск, Деркул. С каждым годом объем работ увеличивается. В прошлом году проект захватил уже микрорайон “Сары-Арка”. 48 км, 3,5 миллиарда тенге. Проект является трехгодичным. В прошлом году освоили 1 миллиард тенге. В этом году 18 км планируем заасфальтировать. Это один из самых крупных проектов.

Проспект Абулхаир хана. Один из самых загруженных проспектов. В этом году мы закончили проект по среднему ремонту дорожного покрытия на 660 миллионов тенге. В этом году мы провели конкурс. И 30 июля мы сдали дорогу в эксплуатацию. Окончательно проспект будет готов в середине августа.

Еще реализуется пять реконструкций по улицам Кажымукана, Майлина, Аральская, Гаврилова, Литейная, Первомайская. Средства на эти работы были выделены из республиканского бюджета.

Когда мы завершим все эти проекты, город получит новые возможности для развития, а его жители – новые места для приложения своих сил и получения дохода. Мне кажется, это будет выгодно всем.

Ерлан КАЛТАЕВ, УРАЛЬСК