Не так давно в нашей стране появился Антибуллинговый кодекс для детей. Как известно, основными видами кибербуллинга являются угрозы и оскорбления, групповая травля, использование чужих данных в социальных сетях, взлом почты и после этого отправление писем и сообщений с личных аккаунтов. Кроме того, распространяются персональные фото подростков и их личные данные. Как реагировать на такое и что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга?
Ответы на эти вопросы попыталась дать автор Антибуллингового кодекса юрист Халида Ажигулова.
- Халида Канатбековна, чем была вызвана необходимость создания Антибуллингового кодекса и что это такое?
- Антибуллинговый кодекс – это свод правил поведения для школ, цель которых помочь вовремя выявлять и пресекать случаи буллинга и кибербуллинга в школьной среде, а также эффективно реагировать на такие случаи, чтобы не допустить повторного совершения.
В рамках моей научной деятельности по защите детей от насилия я изучила международные практики в разных странах. Опираясь на лучшие практики из Великобритании, США и России, я адаптировала, согласно потребностям казахстанских школ, и разработала антибуллинговые инструменты для школ. Это Антибуллинговый кодекс, Антибуллинговую политику для школ и Памятку для родителей. Все эти инструменты находятся в открытом доступе по ссылке
- Какие понятия включает в себя данный кодекс и другие документы?
- Антибуллинговый кодекс содержит определение и подробное описание случаев буллинга, а также права и обязанности всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей, иных сотрудников и руководство школы, так как любой человек может быть, как совершить буллинг, так и пострадать от него.
В Антибуллинговой политике содержатся полезные советы, как распознавать симптомы, если ребенок подвергается буллингу или насилию в школе или в семье. А также расписаны процедуры сообщения о случаях травли (для детей, сотрудников школы, родителей, попечителей), процедуры реагирования на буллинг, процедуры регистрация случаев травли и дан список профилактических мероприятий по предупреждению буллинга в школе.
В Памятке для родителей подробно расписано, какие меры принимает школа в случае совершения ребенком буллинга. Каждое сообщение о совершенном буллинге сразу же регистрируется в электронном журнале. Затем в течение 24 часов проводится расследование уполномоченными сотрудниками школы. Если факт буллинга будет подтвержден, то информация об этом вносится в электронное личное дело ученика-буллера. Эта информация потом доступна всем учителям и сотрудникам школы и будет храниться в течение всей школьной жизни ребенка. Такая норма влияет на отношение родителей к проблеме буллинга и кибербуллинга. Если родители не хотят, чтобы за их ребенком закрепилось клеймо школьного буллера или расиста, они уделяют больше времени, чтобы обсудить с ребенком, почему такое поведение недопустимо. Нередко дети повторяют в школе то, что слышат от родителей, например, уничижительные высказывания в отношении людей другой национальности, расы, вероисповедания или людей с инвалидностью. Поэтому если родители позволяют себе такое неприглядное поведение, им приходится также контролировать себя, чтобы ребенок не повторял такие же слова в школе в отношении отличающихся от себя детей.
- Какие именно цели преследует этот кодекс и какие задачи решают такие документы?
- Антибуллинговые инструменты могут помочь каждой школе создать у себя инклюзивную и безопасную среду. Они устанавливают важные границы приемлемого и неприемлемого поведения в школе, а также подробно объясняют, что произойдет с теми, кто совершает буллинг. Например, в памятке для родителей предусмотрено, что за буллинг к ученикам могут быть применены разные виды дисциплинарного наказания, вплоть до отчисления. Поэтому родители заранее предупреждены о серьезных последствиях буллинга. Если школа в начале учебного года заранее направляет всем родителям антибуллинговые инструменты для обязательного ознакомления, то потом родители не могут говорить, что чего-то не знали. То есть, антибуллинговые инструменты помогают заранее предупредить риски совершения буллинга в школе, а если такие случаи всё же происходят, инструменты уже содержат важные меры по эффективному реагированию и смягчению негативных последствий.
К сожалению, в казахстанских школах были случаи, когда подростки ссорились или дрались, а потом родитель пострадавшего подростка приходил в школу и избивал чужого ребенка, либо отправлял своего охранника, который избивал другого подростка, якобы обидевшего его ребенка. Такое поведение со стороны взрослых абсолютно недопустимо и противозаконно! Имели место случаи, когда родители приходили в школу и избивали учителей. В Антибуллинговом кодексе прямо прописано, что родители не имеют права разговаривать с чужим ребенком в отсутствие его законных представителей, а также прямо запрещена любая форма насилия в отношении любого участника образовательного процесс.
- Насколько широко используются сегодня антибуллинговые рекомендации?
- Антибуллинговые инструменты находятся в открытом доступе для скачивания на казахском и русском языках. Любая казахстанская школа может ознакомиться с ними и внедрить в свои правила внутреннего распорядка. Эти инструменты, действительно, работают и помогают создать безопасную и дружелюбную школьную среду, свободную от насилия.
Я знаю, что несколько частных школ города Алматы уже включили Антибуллинговый кодекс в свои внутренние политики. Более того, руководство направляет Антибуллинговый кодекс всем родителям учеников вместе с договором об обучении; родители обязаны ознакомиться и подписать договор и Антибуллинговый кодекс. На мой взгляд, это очень хорошая практика, потому что родители заранее предупреждены о последствиях буллинга и насилия со стороны и в отношении детей, учителей и самих себя.
Наше досье. Ажигулова Халида Канатбековна – ученая юрист-социолог, член Совета молодых ученых при МОН РК, доктор права (PhD) Лестерского Университета Великобритании, магистр права Оксфордского Университета Великобритании, ассоциированный профессор права Евразийского технологического университета, директор по правовым вопросам Казахстанской PhD Ассоциации в Великобритании, сопредседатель Комитета науки Британско-Казахского Общества, модератор общественного проекта по реформе школьного образования «Школа Будущего». Х.К. Ажигулова - координатор образовательного проекта по защите детей от насилия и кибербуллинга «Street Law Kazakhstan». В настоящее время Х. Ажигулова является директором Центра исследований прав человека, инклюзии и гражданского общества в Евразийском Технологическом университете.
P.S. Если вы стали жертвой травли или кибербуллинга, обращайтесь в общественный фонд «Ар-Бедел» по адресу: Info@arbedel.kz.